Авторы законопроекта — глава Комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов, а также депутаты Красов и Швыткин. Поправки, широко анонсированные еще пару месяцев назад и успевшие наделать немало шума, в понедельник появились в электронной базе нижней палаты. Законопроектом предполагается внести изменения в два закона — «О воинской обязанности и военной службе» и «Об альтернативной гражданской службе».
Главная интрига — когда же россияне начнут служить по новой схеме — наконец раскрыта. Слухи о том, что призывной возраст поднимут до 30 лет уже к ближайшему весеннему призыву, который стартует в апреле, оказались просто слухами.
Во-первых, как говорится в законопроекте, представленные в нем поправки вступят в силу только с 1 января 2024 года. То есть призывные кампании 2023 года будут проходить по ныне действующим правилам. Во-вторых, в законопроекте прописана четкая схема перехода на новый механизм призыва на военную службу. Итак, призыву по новому закону будут подлежать граждане в возрасте:
от 19 до 30 лет (с 1 января по 31 декабря 2024 года);
от 20 до 30 лет (с 1 января по 31 декабря 2025 года);
от 21 до 30 лет (с 1 января 2026 года).
Главный нюанс новой схемы — поэтапное повышение нижней планки призывного возраста. Вот как этот маневр обосновали сами авторы законопроекта:
«В целях гарантированного получения гражданами как среднего общего образования, так и среднего профессионального или высшего образования, предлагается поэтапно повысить нижний предел призывного возраста до 21 года», — говорится в пояснительной записке к документу.
Парламентарии подчеркивают, что призывной возраст с 18 лет невыгоден как самим юношам, так и государству. По мнению разработчиков поправок, изменения позволят, во-первых, исключить явку школьников и студентов в военкоматы для получения отсрочек:
«В период учебного процесса граждане прибывают в военные комиссариаты, как правило, не менее двух раз — для получения направления на диагностические исследования, а затем на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии», — отмечается в записке к законопроекту.
Во-вторых, депутаты провели расчеты и выяснили, что работа военкоматов с призывниками, которые в итоге в армию не идут, влетает бюджету в копеечку. Поправки же позволят сократить финансовые обязательства федерального бюджета на организацию и проведение медицинского освидетельствования призывников, получающих общее или среднее профессиональное образование, на сумму свыше 639 млн рублей в год.
По данным законотворцев, ежегодно около 675 тысяч граждан реализуют свое право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением образования, в том числе по программам общего образования — более 35 тыс. человек и среднего профессионального образования — почти 390 тыс. человек.
При этом авторы законопроекта признают, что повышение нижней планки призывного возраста автоматически будет означать уменьшение количества потенциальных призывников. Поэтому решено поднять и потолок с 27 до 30 лет. Правда, его повысят одномоментно с 1 января будущего года.
Значит ли это, что в следующем году пойдут служить те, кому 27 исполняется в 2023-м?
Военный адвокат Владимир Тригнин пояснил «МК», что такой расклад означал бы ухудшение положения граждан. Чтобы избежать неминуемого в таком случае шквала жалоб, в законопроекте прописан особый механизм.
— Если гражданин достигает 27-летнего возраста в текущем году, его не будут призывать по новой схеме в 2024-м. Но если он хочет сам по своей воле пойти служить, ему для этого надо будет написать заявление. Тогда он будет призван в армию. Если же такой гражданин служить не хочет, он просто не станет писать никаких заявлений и останется в запасе, — пояснил юрист.
Авторы законопроекта уточняют, что возможность пройти службу у «запасников» старше 27 лет будет в том случае, если в армии они не были без законных на то оснований. Проще говоря, это механизм для тех, кто умудрился «откосить».
«Ежегодно с воинского учета призывников снимается и передается на воинский учет граждан, пребывающих в запасе, около 80 тыс. человек, достигших 27-летнего возраста и не прошедших военную службу, из них около 30 тыс. человек — не имея на то законных оснований», — уточняют депутаты в пояснительной записке.
Еще один важный момент касается иностранцев, получивших российское гражданство в возрасте до 30 лет и вставших на воинский учет. Новые правила их коснутся тоже. Таких мужчин, по подсчетам депутатов, около двух тысяч человек.
Стоит ли ожидать увеличения числа призывников в связи с поэтапным повышением нижней планки призывного возраста? Председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил Владимир Богатырев считает, что вряд ли такой сценарий следует рассматривать всерьез. При этом эксперт напомнил, что решение о численности граждан, подлежащих призыву, всякий раз принимается президентом страны. Однако острой необходимости в кратном увеличении количества призывников нет.
— Одновременно с повышением призывного возраста стоял вопрос об увеличении численности контрактников. Речь идет о цифрах в 500 тысяч человек с перспективой до 600 тысяч. От того, как будет идти кампания по набору военнослужащих по контракту, будет зависеть потребность в призывниках. Повышать их численность только для увеличения мобилизационного резерва нет смысла. Надо помнить, что по законодательству призывник не воюет, — напомнил Богатырев.