«Новая глава» в отношениях Великобритании с ЕС, «решительный прорыв», – именно так премьер-министр Соединенного Королевства Риши Сунак и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен охарактеризовали на совместной пресс-конференции в Виндзоре сделку по протоколу о Северной Ирландии после «Брексита». По мнению Лондона и Брюсселя, соглашение поможет развязать узел, который крепко затянул тогдашний премьер Борис Джонсон. Именно этот политик в 2019 году второпях подписал с Евросоюзом соглашение о «Брексите» и статусе Северной Ирландии. Если внешне казалось, что проблемы решены, то на деле трудности лишь плодились.
Суть в том, что после «Брексита» Лондон и Брюссель договорились ввести протокол, чтобы избежать жесткой границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландией. Грузовики могли продолжать пересекать границу с Севера в независимую часть Зеленого острова без проверки документов и провозимых товаров, ровно так, как это выглядело во времена членства Соединенного Королевства в ЕС.
Однако проблема в том, что Республика Ирландия осталась в Евросоюзе, а Северная Ирландия (являющаяся частью Соединенного Королевства) фактически нет. Такое положение потребовало нового соглашения, которое бы учитывало правила ЕС в отношении доставки различного рода продукции и правил пограничного контроля.
Обстояло дело действительно не вполне адекватно. Товары из Великобритании, поступающие в Северную Ирландию, должны были пройти импортные процедуры ЕС в портах. Для проведения этих проверок фактически была введена граница по Ирландскому морю, чего, как обещал Борис Джонсон, не произойдет. Это привело к задержкам, а иногда и к опустошению полок супермаркетов, поскольку некоторые поставщики решили прекратить продажи в Северную Ирландию из-за новых затрат и трудностей. Появились также проблемы с лекарствами, домашними животными, семенами, растениями и многими другими необходимыми товарами.
Не все проверки, указанные ЕС, осуществлялись должным образом. Например, во время так называемого временного «льготного периода» было сокращено оформление документов для супермаркетов. Впоследствии «льготные периоды» были продлены британской стороной, что привело к ссоре с Евросоюзом, который настаивал на том, что это нарушение международного права.
После прихода Сунака на пост премьер-министра Великобритании, отношения страны с ЕС стали теплеть. Обсуждение вопроса о Северной Ирландии началось практически сразу. Уже 31 января 2023 года The Times сообщила, что ЕС принял план по предотвращению плановых проверок товаров, ввозимых в Северную Ирландию. Он включал «зеленую» полосу для товаров из Великобритании (которые остаются в регионе) и «красную» полосу для проверки и контроля продуктов, которые будут перенаправляться в Ирландию и остальную часть ЕС.
Подписанный ныне договор назвали «Виндзорским рамочным соглашением». По словам Сунака, оно устранит любое подобие границы в Ирландском море, то есть между Северной Ирландией и остальными частями Соединенного Королевства. Премьер также пообещал сохранить уже описанную систему «зеленых» и «красных» полос. Урсула фон дер Ляйен назвала документ историческим, который позволит Британии и ЕС начать новую главу в их отношениях.
Но пока нельзя сказать, что документ принят однозначно и бесповоротно. Соглашение еще должен утвердить британский парламент. Сунак заявил, что некоторое время уйдет на то, чтобы «переварить» достигнутые договоренности, и только потом вопрос вынесут на голосование. Учитывая то, что торопливость Джонсона привела к отказу «Демократической юнионистской партии» (DUP) формировать исполнительный орган в Стормонте (местный парламент) в знак протеста против спорного документа, проблемы возникнуть могут. Видимо, понимая это, Риши Сунак отправился 28 февраля в Белфаст, чтобы, по выражению британских СМИ, «продать свою новую сделку». Разберемся, что в нее вошло.
Главное – зеленые и красные торговые пути. По «зеленой» полосе – без досмотра – будут пропускать грузы, которые не пойдут дальше на территорию Евросоюза (Республики Ирландия и далее). По «красной» полосе – с досмотром и таможенными формальностями – пойдут грузы, предназначенные для ЕС.
Северную Ирландию будут касаться изменения НДС и акцизов Великобритании. Британские продукты, такие как еда и напитки, деревья, растения и семенной картофель, будут доступны в Северной Ирландии, а требования к перевозке домашних животных и вовсе отменены.
Еще один пункт (о лекарствах) уже назвали «эпохальным». Препараты, одобренные для использования регулятором лекарственных средств Великобритании, будут автоматически доступны в каждой аптеке и больнице Северной Ирландии.
Вошел в соглашение новый «тормоз Стормонта» – для защиты суверенитета в Северной Ирландии. Стормонт может предотвратить применение изменений в законах ЕС о товарах в Северной Ирландии. Некоторые законы и правила Евросоюза по-прежнему будут распространяться на этот регион, но парламент (Ассамблея) СИ получит право квалифицированным большинством отклонять новые законы и правила ЕС на своей территории. Если этот тормоз будет нажат, у правительства Великобритании появляется право вето, которое будет применяться постоянно.
Один из самых серьезных вопросов, который встал перед Британией в связи с решением выйти из Евросоюза – это вопрос, как избежать появления зримой и осязаемой границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией. На отсутствии этой границы строились соглашения, которые больше двадцати лет назад положили конец кровавому конфликту в Ольстере, а ее восстановление несло бы совершенно реальную угрозу новой вспышки.
Лондон и Брюссель договорились так: чтобы не вводить таможенный контроль на острове Ирландия, он будет введен в портах Северной Ирландии – для грузов из остальной Британии.
Однако это решение породило новые проблемы: бытовые (временная или постоянная невозможность ввозить некоторые товары) и политические (сторонники сохранения СИ в составе Соединенного Королевства были возмущены появлением таможенной границы между провинцией и остальной территорией страны).
Политики же и эксперты пока демонстрируют удовлетворенность принятым решением, хотя нотка сомнения все же проскальзывает. Министр по делам Северной Ирландии Стив Бейкер сказал, что он «в восторге, и всем сердцем поддерживает» новую сделку. Он признался, что «невероятно гордится этим достижением», добавив, что оно подходит «и Ирландии, и ЕС, и евроскептикам, и профсоюзам». «Мы восстанавливаем место Северной Ирландии в союзе. Это отличные новости», – заключил Бейкер.
«Я очень рад, что Сунаку удалось улучшить отношения между Великобританией и ЕС. Но не стоит обманываться и думать, что «Брексит» завершен. Грустная правда в том, что он никогда не будет закончен, и пересмотр отношений с ЕС навечно станет частью британской политики», – прокомментировал один из руководителей исследовательского центра Eurasia Group Мидж Рахман.
Лидер DUP сэр Джеффри Дональдсон констатировал «значительный прогресс в ряде областей», но подчеркнул, что остались «ключевые вопросы, вызывающие озабоченность». Однако же Дональдсон добавил, что его партия готова взаимодействовать с правительством для получения дополнительных разъяснений, переработки или изменений по мере необходимости.
Премьер-министр Ирландии Лео Варадкар поддержал сделку, заявив, что она обеспечивает «работоспособные и долговременные» решения. Он добавил: «Соглашение также прокладывает путь к новым и более позитивным отношениям между Великобританией и ЕС, а также между Великобританией и Ирландией. Сейчас время больших проблем в мире. Нам нужно быть партнерами и друзьями. Нас объединяет гораздо больше, чем разъединяет».