МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперты назвали цели Киева в провокации против Приднестровья

Есть опасность, что подключится группировка НАТО

Из Молдавии и Приднестровья последние дни приходят тревожные сведения. Сообщают о подготовке Киевом вооруженной провокации и концентрации войск. Экс-советник главы офиса украинского президента Алексей Арестович заявил, что ВСУ способны взять Приднестровье за трое суток. «МК» узнал мнение экспертов о перспективах обострения обстановки в этом регионе.

Минобороны России в ночь на 24 февраля предупредило, что внимательно следит за ситуацией в Приднестровье. По его данным, подразделения ВСУ готовят инсценировку вторжения российских войск с территории Приднестровья. Всех ее участников планируют пререодеть в форму российских военнослужащих. Следом власти Молдавии призвали жителей Приднестровья к спокойствию, заявив, что Кишиневу ничего не известно о провокации ВСУ.

Что же на самом деле там происходит и чего можно ожидать в ближайшее время? Своими мыслями по ситуации с «МК» поделился военный эксперт капитан 1-го ранга в запасе Владимир Гундаров.

Для начала хотелось бы заметить, что призывы официального Кишинева к спокойствию все-таки большого доверия не вызывают. Там заявляют, что общественность должна верить информации официальных, заслуживающих доверия источников, подразумевая под такими источниками себя, а не заслуживающими доверия – Минобороны России. Власти Кишинева, как они говорят, надеются на зарубежных партнеров, с которыми сотрудничают и те, в случае опасности, незамедлительно их обо всем информируют.

Сложно сказать, кто сегодня способен относиться всерьез к подобным доводам, тем более, что в истории Молдавии такое «сотрудничество» с «зарубежными партнерами» никогда ни чем хорошим не заканчивалось. В начале 90-х молдаванам также рассказывали, что обстановка находится под полным контролем Кишинева, после чего в Дубоссарах началась стрельба, вылившаяся затем в полноценную войну.

Сегодня оснований для беспокойства никак не меньше. Те самые западные «партнеры», на помощь которых Кишинев так рассчитывает, сейчас активно давят на президента Молдовы Майю Санду по поводу скорейшего решения приднестровского вопроса, делая вид при этом, что не замечают активные маневры украинской бронетехники у границ с Приднестровьем. 

Одновременно в МИД Молдавии заявляют, что Кишинев за стол переговоров с представителями Приднестровья не сядет, а в диалоге с Тирасполем предпочитает использовать только язык силы. Это и опасно, так как эту ситуацию в своих интересах может использовать Киев.

Наибольшее беспокойство в этой связи вызывают склады боеприпасов, находящиеся еще с советских времен в селе Колбасна Рыбницкого района Приднестровья. Боеприпасы там, безусловно, старые. В каком точно они находятся состоянии, сейчас мало кто реально представляет. Однако ряд специалистов утверждают, что если даже часть арсеналов достанется ВСУ, то они обеспечат себе возможность воевать еще минимум в течение года, не прибегая к помощи Запада. Ради такой перспективы Киев способен пойти на любую провокацию.

Версиями того, как в этом случае должна будет помочь Приднестровью Россия, сейчас просто кишат интернет-сайты.  

Вот, к примеру, что пишет у себя в Telegram-канале эксперт Юрий Баранчук, «Приднестровская Молдавская Республика занимает узкую полосу земли между Молдавией и Украиной. В самом широком месте ширина её не более 30 км, в самом узком – до 3 км, а в среднем – 10-12 км. При этом на западе она имеет границу с Молдавией протяжённостью 411 км, а на востоке с Украиной – 405 км. Река Днестр представляет собой естественную границу вдоль бóльшей части линии границы с Молдавией».

В связи с этим, он делает вывод, что «отсутствие стратегической глубины делает оборону Приднестровья практически невозможным делом. Совершенно несложно несколькими ударами с украинской территории разрезать её на несколько участков, а затем зачистить по отдельности».

По информации Баранчука, «склады обороняет воинский контингент численностью около 3-4 тыс., максимум 5-7 тыс. человек. В его составе ограниченная группа российских войск, российские миротворцы, приднестровская милиция и другие силовики. Шансы удержать оружейные склады и в целом территорию Приднестровья в случае полномасштабного вторжения со стороны Украины крайне малы. Классический вариант с полной изоляцией района боевых действий. Помочь наземными силами Россия не сможет. Единственный вариант – удары ракетным оружием. Однако с учётом изоляции района боевых действий их эффективность сомнительна».

Эксперт считает, что для помощи Приднестровью в случае нападения ВСУ, российской военной группировке потребуется пробивать наземный коридор. Это, считает он, возможно только «тактическим ядерным оружием. При этом либо через территорию Украины, либо через территорию Румынии - члена НАТО». При этом Баранчук напоминает, что «на территории Румынии находится база ПРО США в Девеселу. А также развёрнута одна бригада 101-й воздушно-десантной дивизии армии США. Короче, ситуация хуже некуда».

У себя в Telegram-канале известный военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков особо подчеркивает, что российская группировка в Приднестровье не имеет ударной направленности.

В составе Оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова два отдельных мотострелковых миротворческих батальона и батальон охраны и обслуживания. Общая численность Оперативной групп – не более 1700 военнослужащих. При этом 82-й и 113-й мотострелковые батальоны поочередно выполняли миротворческую миссию на Днестре, через год сменяя друг друга. Ротация миротворцев прежде осуществлялась через территорию Украины, а также аэропорт Кишинева.

В наше время это не представляется возможным. Практически каждый второй приднестровец – гражданин России. Всего там проживает порядка 200 тыс. человек.

Однако Алексей Леонков считает, что «жителей Приднестровья нужно заверить, не сомневайтесь, Россия начнёт немедленно боевые действия за Приднестровье в случае обострения ситуации».

Свое мнение высказал «МК» и Владимир Гундаров:

- Я считаю, - говорит эксперт, - что Киевом готовится провокация для отвлечения  наших сил  с фронта.  Хотя смысл их действий не вполне оправдан. Если бы мы могли перебросить свои воинские части в Приднестровье, тогда это было бы логично. Но мы не можем этого сделать, у нас нет никаких путей сообщения с Приднестровьем. Эту проблему мы можем решать только политическим, либо экономическим путём. В любом случае с помощью переговоров. 

- С кем и о чем там сейчас можно договариваться?

- Приднестровье является источником электроэнергии для всей Молдовы. Для этого мы Приднестровье снабжаем газом. Практически бесплатно. Таким образом, Молдова как бы пользуется нашим газом для того, чтобы получать электроэнергию. Если мы отключим газ, то у них отключится электричество. И в Кишиневе это прекрасно понимают.

- Ну, допустим. Это – экономический путь. Вы сказали, есть и политический.

- Да, с политической точки зрения в Молдавии ситуация сейчас очень нестабильна. У многих молдавских и тех же украинских, но относительно пророссийски настроенных олигархов существуют экономические интересы, не совпадающие с интересами молдавских властей. Они, конечно же, постараются вывести народ Молдовы на улицы – а он там сейчас и так перевозбуждён – организуют демонстрации протеста, могут устроить там всё, что угодно, вплоть до переворота. Власть в Кишиневе этого серьезно опасается.

Других, более реальных вариантов развития ситуации я пока не вижу потому, что связь с Приднестровьем у нас имеется только через Молдавию, через Кишинёв. То есть мы сначала самолётом можем прилететь туда, а затем уже добираемся до Приднестровья.

- Киевская власть способна сейчас этим как-то воспользоваться? Там есть силы, которые ВСУ могли бы реально туда бросить?

- Скорее всего, нет. В Приднестровье всё-таки и оружия много, и все жители там уже прошли через гражданскую войну. И в этой войне они отстояли свою территорию. Киеву понадобятся большие силы для нападения на Приднестровье.  

- А если им помогут власти самой Молдавии?

- Ни у Молдавии, ни у Украины в данный момент таких сил нет. О молдавской армии вообще говорить всерьез не имеет смысла, а украинские части сейчас заняты на востоке. Поэтому я считаю, что все эти разговоры – скорее всего провокация, которая не подкреплена реальными возможностями. Она преследует какие-то иные цели. Возможно, рассчитана на то, чтобы, допустим, добиться от нас возобновления поставок газа Молдавии, или ещё что-то подобное. То есть в результате такой провокации получить какие-то экономические преференции.

Реальных сил для реализации такой провокации там пока нет. Та ограниченная группа из нескольких тысяч российских войск, миротворцев, приднестровских силовиков, которая сейчас находится в Приднестровье в состоянии эффективно противостоять военной провокации Украины. При условии, конечно, что эту провокацию не поддержит группировка войск НАТО. Но тогда это уже будет совсем другая ситуация и другого уровня конфликт.

Читайте также: "Эксперты оценили перспективы спецоперации: "Украина готова воевать еще 10 лет"

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах