Пару недель назад в Германии на американской авиабазе Рамштайн собирался в очередной, восьмой уже раз «клуб друзей Украины», помогающий Киеву воевать с Россией до последнего украинца. Нет сомнения, что сейчас в Брюсселе США опять продавят своих младших партнеров и разведут их на новые оружейные поставки Украине.
- Встречи в Рамштайне начали проводить после того, как все поставленные вооружения ещё советского образца, которые страны НАТО завезли на территорию Украины, стали как-то очень быстро заканчиваться. И не только техника, но и боеприпасы к ней, - замечает Алексей Леонков. - Вначале говорили о ленд-лизе. Дескать, необходимо наладить постоянные бесперебойные поставки вооружения и боеприпасов Киеву. И первый «Рамштайн» по количеству обещанной к поставке техники был самым урожайным. Но с каждой следующей встречей пакет военной помощи оказывался все меньше.
- Такие встречи стали организовывать все чаще.
- Да, сроки сокращаются. С январского «Рамштайна» не прошло и месяца. Возможно, это связано с тем, что Украина в ходе боевых действий слишком много расходует боеприпасов и слишком часто теряет боевую технику.
- На каждой встрече ставки повышаются: от «Джавелинов» до танков и самолетов…
- Есть такое. Прямо-таки тематические мероприятия. Например, один раз обсуждали поставки противотанковых комплексов. Потом - артиллерию, ПВО. Последний, восьмой, «Рамштайн» был посвящен бронетанковой технике. На нынешнем, девятом, как все предполагают, речь пойдет об авиации.
США будут всячески склонять страны к тому, чтобы они поставили Киеву ударные самолеты. Но многие в Европе уже высказались, что, скорее всего, сделать этого не смогут. Единственная, кто пообещала - Великобритания.
Британцы, кстати, не первый раз играют провокационную роль. В прошлый раз в Рамштайне Великобритания первой заявила, что отдаст свои танки «Челленджер» Украине. Это стало аргументом, чтобы «ломать» всех остальных. В первую очередь - Германию. И доломали, Шольц согласился: поставим.
- По поставкам авиации будет сложней. Украина не имеет для натовских самолетов летчиков, подготовленных аэродромов. Наверное, пока ограничатся разговорами. В отличие от поставки «дальнобойных» боеприпасов. С ними вопрос решенный?
- Думаю, тема боеприпасов большой дальности обязательно будет обсуждаться потому, что на прошлом «Рамштайне» они об этом не смогли договориться. В этот раз, судя по всему, должны.
- Сообщалось, что запускаемые с земли планирующие бомбы GLSDB дальностью 150 км войдут в новый пакет помощи США на сумму $2,2 млрд.
- До, но компания Boeing, которая обозначила, что создаст эти боеприпасы, которые можно будет запускать с реактивных систем HIMARS, вдруг заявила, что эти боеприпасы для украинских HIMARS не подходят. И вообще, на их производство нужно еще порядка девяти месяцев.
Это комбинированный боеприпас, где головная часть - управляемая авиационная бомба GBU-39В, объединенная с двигателем стандартного 227-мм реактивного снаряда М26 от системы MLRS. Производство таких боеприпасов довольно сложное, в частности, из-за расстыковки этих частей в полете. Боеприпас не дешевый, хотя они его и позиционируют как совсем недорогой.
С этим боеприпасом все очень туманно. Думаю, Boeing под шумок хотел наладить их производство. Возможно, пока не получилось.
- Говорят, и в Европе, и у Штатов с боеприпасами не очень хорошо. Для себя сколько-то есть, а вот поставлять их куда-то большими партиями они не готовы. Для этого требуется разворачивать производство.
- Да, они выгребли почти все, что могли. Даже Генсек НАТО Столтенберг, который раньше заявлял, что Украине поставим боеприпасы в любом случае, в последнее время стал говорить, что возможности таких поставок весьма ограниченны.
- Тем не менее поставки все-таки идут. И не только боеприпасов.
- Идут. Вот в последнем пакете помощи были согласованы поставки американских боевых машин пехоты «Брэдли». Их уже доставили в Европу, но границу с Украиной они еще не пересекали.
На «Рамштайне» согласовываются некие рамочные соглашения, которые не всегда вступают в силу сразу после встречи.
- Что это значит?
- Участники проговаривают поставки того или иного вооружения. Но появится ли они сразу после встречи - вопрос открытый, так как в каждой стране на эту тему ещё возможны дискуссии. Вот, например, история с немецкими танками «Леопард». Сначала ФРГ продавили, и Шольц заявил, что поставит «Леопарды-2». А сейчас уже говорит: нет, поставим только «Леопарды-1», да и то когда отремонтируем, так как они слишком долго стояли на хранении.
Поляки тоже поначалу заявляли, что закидают Украину «Леопардами», но теперь что-то тоже не торопятся их поставлять. Пока налицо только танковые обещания. Кроме разве что марокканских танков Т-72. Да и то потому, что марокканцев просто «надули». Они отправили их ремонтировать словакам, а те отремонтировали и сказали: извините, мы отправим их Киеву.
- Если прошлые решения еще не до конца выполнены, зачем опять через несколько недель собираться? Зачем такая спешка?
- Собирались в Рамштайне всегда по двум поводам. Но с одинаковым результатом. Первый - когда говорили, что Украина побеждает, потому ей надо дать много оружия, она вот-вот сейчас дожмет, и НАТО победит. И второй повод: все пропало, Путин побеждает, Украину надо спасать поставками оружия, иначе Россия нас раздавит. И то, и другое всегда про деньги.
Хотя они при этом, всегда прекрасно понимали, что с такой интенсивностью боев, которые идут на Украине, технические возможности НАТО по поставкам вооружений далеки от идеала. Но сопротивляться нажиму США, которые построили 50 стран, чтобы противостоять России, сложно. И в этой связи возникает вопрос: до какой черты они могут дойти, чтобы не пуститься уже во все тяжкие?
Сильно настораживают последние выходки украинцев, которые уже в открытую заявляют: дайте нам ядерное оружие, тогда большая ядерная держава с нами - с маленькой ядерной державой - ничего не сможет сделать.
- Ядерная тема звучала из уст Зеленского в диалоге с Западом еще до начала СВО.
- Да, и чем сложнее украинскому режиму, тем чаще там поднимают эту тему. Думаю, очень скользкая дискуссия, которая развернулась осенью прошлого года и в начале этой зимы о тактическом ядерном оружии, «грязной» ядерной бомбе, на тот момент носила некий совещательный характер: насколько в принципе такое возможно? Но, думаю, никто не осмелится дать Украине тактические ядерные боеприпасы.
- Если и дальше всё пойдёт такими темпами, то следующий «Рамштайн» может быть уже посвящен не танкам и самолетам, а передаче Киеву тактического ядерного оружия!
- Нет, думаю, в открытую они эту тему поднимать не будут, чтобы в случае чего подставить именно Украину, а самим остаться в стороне, не запятнанными. Но ситуация их явно беспокоит.
Они понимают: все говорит о том, что стратегия ведения боевых действий, которую применяли ВСУ, уже не работает. Конечно, если бы Запад в самом начале СВО дал всё то, что от него требовала Украина, думаю результат был бы. Но столько оружия, сколько хочет Киев, НАТО физически не способно дать. А проигрывать ой как не хочется! И в Брюсселе, конечно, будут решать, что с этим делать.
Читайте материал «Глава Минобороны Украины Резников показал носовой платок с желанными истребителями»