«МК» побеседовал с военным экспертом, ветераном разведки, Героем России Рустемом Клуповым, который рассказал, является ли польский аэродром законной военной целью, могут ли ВКС России нанести по нему удары и когда ждать на поле битвы нового участника.
Серию фотографий, которые, судя по всему, были получены из смартфонов солдат ВСУ, опубликовал на днях Telegram-канал Fighterbomber. Главный воздушный транспортный хаб Украины расположен в польском Жешуве. Именно сюда приходит основная часть западных вооружений для ВСУ. А оттуда уже наземным транспортом перегоняется на Украину.
На фото зафиксированы комплексы ПВО. «Судя по тому, как поляки наращивают его противовоздушную оборону, они искренне верят, что сюда прилетит. И мне тоже очень хочется верить, что они этого дождутся», - говорится в комментарии к фото.
«МК» попросил Героя России, разведчика Рустема Клупова рассказать, насколько вероятен сценарий вступления в вооруженное противостояние с Россией нового игрока — Польши.
- Что собой представляет аэродром в польском Жешуве?
- Он полностью переоборудован под стандарты НАТО. Взлетно-посадочные полосы имеет возможность принимать все виды самолетов, начиная от легких истребителей типа F16 и закачивания крупными транспортными самолетами, например, Boeing C-17.
Управление воздушным движением может обеспечить не только размещение этих самолетов, но и их взлет, построение, эшелонирование боевых порядков, нанесение ударов и, что важно, участие в воздушно-наступательной операции.
- А что с системами ПВО, которые судя по фотографиям, уже есть на аэродроме?
- Это американский зенитный ракетный комплекс Patriot. Его задача - прикрывать 5-й армейский корпус США, расположенный на территории Польши. А так как это зональное прикрытие, то они прикрывают одновременно всю территорию Польши, где есть значимые объекты.
На территории Польши официально числится одна батарея комплексов Patriot, а на самом деле, там уже дивизион. А где дивизион - там уже и радиотехнические войска. Это инструмент, который обнаруживает цели и передает целеуказание ударным средствам ПВО, тем же зенитным ракетным комплексам, которые имеют меньшие разведывательные способности. У отдельной батареи ЗРК Patriot одни возможности, а у дивизиона значительно больше.
Справка «МК»
Patriot — зенитная ракетная система дальнего действия. Предназначена для противовоздушной обороны крупных военных объектов и административно-промышленных центров. Максимальная дальность перехвата целей – до 160 км. Батарея Patriot — минимальное по составу тактико-огневое подразделение, которое способно самостоятельно выполнять боевые задачи. Она может включать от четырёх до восьми пусковых установок.
- Patriot в Жешуве представляют опасность для нас?
- Для пусковых установок Patriot разработаны контейнеры, которые обеспечивают пуск крылатых ракет Tomahawk («Томагавк»). И вот это уже становится опасным.
Справка «МК»
Tomahawk - семейство американских многоцелевых высокоточных дозвуковых крылатых ракет большой дальности, подводного, надводного, сухопутного и воздушного базирования. Совершает полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.
- Почему?
- Дальность полета «Томагавка» зависит от боеголовки. Если боеголовка ядерная, то она летит на 2500-2600 километров. У ракеты с обычным боезарядом дальность полета может быть от 800 до 1600 километров. Так что до границ Российской Федерации эта ракета долететь может. Есть ли у Польши ракеты «Томагавк» в контейнерах, которые адаптированы к запуску с Patriot - я сказать не могу. Но технически это осуществить несложно.
- Почему, на ваш взгляд, именно Польша на антироссийском фронте выступает громче остальных европейских стран?
- Польша, если оценивать ее сухопутные войска, сейчас является самым мощным государством НАТО в Европе, обгоняя Великобританию, Францию, Германию. После того, как ей в 2025 году поставят самолеты F-35, она станет и по воздушной составляющей самым мощным государством в Европе.
Польша исторически мотивирована против России. Вспомним, Смутное время, польское войско в Кремле, ставленников Речи Посполитой – Лжедмитриев. Ну, а в наше время, начиная с 1980-1990-х годов, Варшава полностью попала в орбиту влияния США. Сегодня это самый верный и самый злобный пес Вашингтона в Европе.
Польская политическая элита – это реваншисты, пытающиеся восстановить былое величие Речи Посполитой. В то же время в поляках живет страстное желание вернуть под свое крыло Западную Белоруссию и Западную Украину, как минимум дойти до Смоленска.
Поэтому и заключены договоры с Литвой и Украиной о создании триединого блока – Люблинского треугольника, который якобы обеспечит процветание всем этим государствам. Звучат заявления о том, что Украине пора подумать, чтобы добровольно передать свои западные земли под опеку Варшавы.
Поэтому ситуация с Польшей очень непростая. Напрашивается аналогия с 1938 годом, когда заключались какие-то тайные договоры... Словом, гремучая смесь уже готова, весь вопрос кто первым поднесет спичку.
- Мы можем сработать на упреждение, а не ждать, пока прилетит нам?
- Это вопрос политической воли. Несмотря на то, что у нас есть достаточно много примеров воздействия на наши объекты в нейтральной зоне (взять хотя бы подрыв «Северных потоков»), нанесение удара по территории государства, которое входит в НАТО, может привести к применению Пятой статьи Устава НАТО о военной взаимопомощи.
В ней, кстати, не говорится, что страны-члены НАТО обязаны автоматически вступаться за ту же Польшу или любую другую страну и за нее воевать. Там сказано, что страны НАТО будут готовы помочь всеми силами отразить агрессию.
Это как в дворовой схеме: наглый пацан провоцирует прохожего, а когда тот дает ему подзатыльник, тут же появляются взрослые хулиганы.
- То есть нанести удар по аэродрому в качестве этого «подзатыльника» мы не можем?
- Технически мы имеем возможность нанести удар по взлетно-посадочным полосам, стоянкам, средствам радиолокационного обеспечения воздушного движения и средствам связи, вышкам управления. Дотянуться мы можем. Но эти удары не будут иметь никакого смысла. Потому что все это моментально восстанавливается. Нормативное время восстановления взлетно-посадочной полосы – четыре часа. Мы потратим определенное количество ракет, тех же «Калибров» или «Кинжалов». А ВПП будет восстановлено уже через четыре часа.
- Может, имеет смысл удар нанести, когда на аэродроме появится очередная зарубежная поставка для ВСУ, например, самолеты?
- Они тоже не дураки. Там нет большого скопления техники. Могут стоять предназначенные для Украины старенькие Су-27 или МиГ-29, вертолеты Ми. Даже если севший самолет, на борту которого, скажем, боеприпасы для ВСУ, попадут под удар — это ни о чем. Через четыре часа нам все равно придется наносить новый удар нашими совершенными ракетами, которые тоже стоят денег и которые можно с большей результативностью потратить на цели, расположенные на Украине. Удар по польской стороне — это из разряда пороть горячку. Все надо взвесить.
- И все же вооруженное противостояние с Польшей возможно?
- Мы сосредоточены на уничтожении неонацистского режима на Украине. Но Польша - следующая. Рано или поздно это произойдет, учитывая ее политику, жесткую антироссийскую риторику.
Руководство Польши уже готовит свое население к тому, что поляки обязательно примут участие в этом противостоянии. Помимо того, Польша провела мобилизационные мероприятия и привела к высшей боевой готовности две механизированные дивизии. Одна из них, 16-я механизированная дивизия, проводит учения с наступательной тактикой.
Разведывательный полк, который обеспечивает действия 16-й механизированной дивизии на Калининградском направлении, проводит учения с парашютным десантированием.
18-я механизированная дивизия полностью отмобилизована и имеет на вооружении танки «Леопард». Вновь формируется Первая пехотная дивизия легионов. Это историческое название старой дивизии, которая принимала участие в боях против Советской России еще в 1920 году и имела тогда определенные успехи. Она сейчас возрождается...
При этом есть еще 2-я и 4-я механизированные дивизии, находящиеся на немецкой границе. Да, они немного обескровлены тем, что танки Т-72 и PT-91 из их состава были отправлены на Украину и утилизированы нашими войсками. Но взамен им идут, и уже разгрузилась на территории Польши 700 танков «Абрамс».
- Это много?
- Чтобы восстановить боеспособность этих двух механизированных дивизий достаточно 300 танков. Чтобы обеспечить Первую пехотную дивизию США в Польше, которая фактически механизированная, достаточно еще 300 танков. И чтобы обеспечить Первую кавалерийскую дивизию (название – историческое, на деле это бронетанковая дивизия), которая разгрузилась в Нидерландах и сейчас передислоцируется в Польшу, достаточно еще 400 танков.
Помимо этого Польше будут поставлены реактивные системы залпового огня, системы ПВО и т.д.
Когда этот корпус будет сформирован, он по своему боевому потенциалу будет равняться бронетанковой дивизии США. А это огромная ударная сила. Когда она будет сформирована, это уже будет достойная цель, по которой можно наносить удары и уничтожать.
- Звучит угрожающе.
- Бояться поздно. Надо действовать. Наши уставы и наставления подразумевают нанесение ударов по противнику на всю глубину его оперативно-стратегического построения. У нас есть техническая возможность уничтожения «караванов» с американским оружием, которые идут на Украину и в Польшу через Атлантику.
При желании есть техническая возможность в нейтральных водах, грубо говоря, в Бермудском треугольнике, организовать очередную «загадку для науки». Пусть потом выясняют, почему они там пропали. Повторюсь, такая техническая возможность у нас есть, только дайте команду, чтобы эти «Абрамсы» и «Брэдли» не достигли назначенной точки...
В любом случае Вооруженные силы России - это та структура, та сила, в которую мы обязаны верить. Ею управляют наши братья и отцы, в ней воюют теперь и наши дети. У нас самая лучшая военная школа, и мы это покажем.