По информации венгерского издания Pesti Srácok, почти в каждом населенном пункте Закарпатья уже несколько дней идет принудительный призыв в армию. Авторы материала предположили, что по меньшей мере половина 128-й горной бригады «Мукачево» погибла под Соледаром. С этими слухами журналисты связывают начавшуюся активность военкоматов: «в воскресенье они окружили рынок в городе Берегово. Оттуда вывезли 70 человек».
При этом сами жители Закарпатья рассказали венгерскому изданию, что под мобилизацию подпадают все подряд. «Сейчас, посреди недели, в цыганском поселке Шюрте появились полицейские и военные на джипах. Они ходили от дома к дому. Они ходили повсюду. С ними даже была собака», — цитирует венгерское СМИ издание «Страна».
Отношения между Будапештом и Киевом всегда были непростые, а их выяснение нередко выплескивалось в публичное пространство. Подавляющие большинство венгров Украины — жители Закарпатья, где они составляют 12% населения. Область отошла республике еще в 1945-м, но за прошедшие 78 лет ассимилировались местные жители слабо. По результатам опросов, подавляющее большинство (95%) местных венгров называли родным языком венгерский.
Осенью 2017-го Украина приняла закон «Об образовании», известный как «языковая реформа». Фактически он вводил запрет на обучение на любом языке, кроме украинского.
В Будапеште возмутились, мол, закон нарушает права национальных меньшинств и обратились к Верховному комиссару ООН по правам человека с требованием разобраться в ситуации. Пока реформу не отменят, венгерские власти грозят отвергать любые предложения Киева в международных структурах.
Еще больше отношения двух стран обострились во время украинских местных выборов в 2020-м. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто публично призвал жителей Закарпатья проголосовать за политическую силы «Партия венгров Украины», что в самом Киеве восприняли как прямое вмешательство в избирательный процесс страны.
С началом российско-украинского конфликта напряжение во взаимоотношениях соседствующих стран только усилилось. В Будапеште объявили, что не станут консолидироваться с Евросоюзом и помогать Украине оружием. А советник главы офиса президента Михаил Подоляк даже предположил, что венгерский премьер Виктор Орбан ненавидит Киев и мечтает о «русском мире» в Европе.
Тем не менее, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что венгерской стороне будет трудно официально предъявить претензии Киеву в связи с проводимой мобилизацией в Закарпатской области:
— У Венгрии не может быть принципиальных претензий, потому что венгры, которых призывают в ряды украинской армии, являются гражданами Украины. В стране идет тотальная мобилизации, и, естественно, она не обходит стороной и венгров. Будапешт в составе Евросоюза придерживается санкций против России и поддерживает Киев в этом военном противостоянии. Поэтому им будет трудно объяснить, почему они будут выступать против вступления этнических венгров — граждан Украины — в украинскую армию.