Предновогодний саммит СНГ обычно укладывался в несколько часов одного дня. Но в этом году участников встречи ждала неожиданно большая двухдневная программа, причем преимущественно неофициальная. За круглым столом в Президентской библиотеке лидеры накануне не провели даже часа. Заслушав два кратких сообщения Владимира Путина и Касыма-Жомарта Токаева о том, с какими итогами СНГ заканчивает 2022 год, они отправились прощаться с ним (с 2022 годом, а не с Содружеством, слухи о скором распаде которого сильно преувеличены) в ресторан неподалеку от Таврического сада.
Что конкретно там происходило, осталось за кадром даже личных операторов. Но если верить телеграм-каналу Лукашенко, президенты не расставались 7 часов — с учетом позднего начала официальной части это значит, что общение без галстуков продолжилось как минимум до полуночи. После этого гости отправились на ночевку в «Консульскую деревню» — так называется коттеджный поселок рядом с Константиновским дворцом в Стрельне. Строили его для участников саммитов «Россия — ЕС» и G8. Но об этом вспоминать сейчас не принято: после «Большой двадцатки», которую Россия успела принять в 2013 году, массовых заселений иностранцев в «деревню» не было.
В распоряжение каждого лидера СНГ, естественно, предоставили целый коттедж (а также лимузин — «Аурус» или «Мерседес»), но жесткий тайминг не позволял полноценно насладиться отдыхом. Уже в 11 утра президентам нужно было снова оказаться в центре Санкт-Петербурга, в Русском музее, чтобы продолжить общение и знакомство с достопримечательностями родного города Владимира Путина. Неудивительно, что Ильхам Алиев и Сердар Бердымухамедов к назначенному времени не появились вовсе. А премьер-министр Армении вбежал в зал уже после начала экскурсии. «Гусев Владимир Александрович — Пашинян Никол Воваевич», — представил Путин директору Русского музея еще одного высокопоставленного экскурсанта. «Замечательная выставка Айвазовского была в Ереване из нашего музея», — приободрил разнервничавшегося из-за опоздания Пашиняна Гусев. «Выставка Айвазяна потому что, да?» — апеллируя к происхождению знаменитого мариниста, пошутил Путин.
Кроме Айвазовского/Айвазяна президентов познакомили с творчеством висящего с ним в одном зале Карла Брюллова. «Вон тот молодой человек с кистями», — блеснул эрудицией Владимир Путин, указав коллегам на автопортрет художника, запечатлевшего себя среди толпы в «Последнем дне Помпеи».
Завтрак для лидеров оказался накрыт в одном из немногих уцелевших парадных помещений. Когда-то Русский музей был великокняжеским дворцом, и в Белом зале находился знаменитый салон его первой хозяйки — Елены Павловны, с молодости слывшей либералкой, а под конец жизни получившей прозвище «красной тетки» императора, поскольку она первой освободила своих крестьян и в целом проповедовала идеи, несвойственные царской фамилии. Президентов усадили в золоченые ампирные кресла и по императорской традиции подали завтрак с переменами из 4 блюд: сначала свежий творог с ягодами, потом кашу на выбор (5 злаков, гречневая или рисовая с изюмом), далее драник или сырники и на сладкое — пирожное «Три шоколада». Алиев и Бердымухамедов в Русском музее так и не появились. Но и всемером, судя по опубликованным фото, лидеры СНГ проводили время совсем неплохо. Путин шутил, Лукашенко раскатисто хохотал, остальные вежливо улыбались.
У Батьки, как выяснилось, на небольшой двусторонней встрече с ВВП, прошедшей в зале художника Иванова под эскизом картины «Явление Христа народу», действительно был повод для хорошего настроения. Еще накануне вечером российский и белорусский президенты «окончательно согласовали многие вопросы». «Теперь правительства доработают. Мы все решили для них», — заявил Лукашенко и, к удивлению петербуржцев, привыкших, что зима — это падающие на головы сосули и непролазные сугробы, принялся на все лады расхваливать губернатора Беглова. И город у него вычищен так, что за Минск обидно. И сделано столько хорошего, что можно только восхититься и поучиться.
Когда Батька выговорился, его сменил Никол Пашинян, которому радоваться было нечему. «Лачинский коридор уже почти 20 дней перекрыт, а это зона ответственности российских миротворцев», — начал рассказ о главном для Армении премьер. Он напомнил, что миротворцы должны контролировать дорогу в Нагорный Карабах. А Азербайджан — гарантировать беспрепятственный проезд пассажиров и грузов по ней. Но ничего подобного сейчас не происходит. «Хотелось бы обсудить эту ситуацию и какие есть варианты», — сказал Пашинян. Однако Владимиру Путину, по всей видимости, нечем было обнадежить гостя. Поэтому он сказал не про коридор. А про товарооборот, который вырос на 73%. Есть и другие позитивные новости: трехсторонний разговор с Алиевым, по словам ВВП, все-таки состоялся.