Вот что заявил Ллойд Остин: «Вы спрашивали, работают ли США над тем, чтобы не дать Украине разработать собственные ударные мощности дальнего радиуса действия? Короткий ответ – нет». Так он прокомментировал удары Украины по военным аэродромам в Саратовской и Рязанской областях. Остин также отметил, что Америка уже потратила на военную помощь Киеву более $19 млрд и вовлекла «союзников» и партнеров для поддержки страны.
Военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков по этому поводу сказал, что подобные заявления американского политика больше похожи на попытки оправдаться.
– Украина еще летом заявляла о том, что они работают над некой системой, которая должна будет полететь очень далеко, – сказал он. – У них и раньше были свои разработки – к примеру, ракета «Ольха» с дальностью 120 километров, которую, кстати, опять стали использовать. Это собственная разработка Украины на основе реактивного снаряда для реактивной системы «Смерч». А сейчас они взяли советский беспилотник Ту-141 «Стриж» и сделали из него ракету средней дальности.
Этот беспилотник отличается внешним видом – он не сигарообразный. Вместо полезной нагрузки в виде фотоаппаратуры (так как в СССР он создавался и выпускался именно для этих целей) разместили взрывчатое вещество. А дальше задали ему координаты, по которым он пролетел на дальность свыше 650 километров.
Американцы к этой разработке действительно не имеют прямого отношения. Но, делая подобные заявления, Ллойд Остин как бы пытается оправдаться, что они здесь ни при чем. Однако без спутниковой группировки США проложить точный маршрут для такого беспилотника было бы критически сложно, а точнее – почти невозможно. Поэтому как раз здесь американцы поучаствовали. И в попытках откреститься Остин договорился до того, что Украина самостоятельно все это создала и сама применила.
– Какая максимальная дальность, на которую может летать такой беспилотник, и как мы можем ему противостоять?
– Максимальная дальность – до тысячи километров. Противостоять ему могут только комплексы противовоздушной обороны.
Наши комплексы ПВО делятся на две категории: войсковая ПВО, которая прежде всего защищает воинские подразделения, и объектовая ПВО, которая защищает критически важные объекты. В основном на страже объектов стоят зенитные ракетные системы С-400, а их прикрывают зенитные ракетно-пушечные «Панцирь-С1».
Так вот, в вопросе борьбы с беспилотниками наши военные специалисты приходят к выводу, что С-400 с такой целью справится с трудом, а может, и не справится вообще. А вот «Бук-М2» и «Бук-М3» его увидят и собьют, так же, как и «Тор-М2». Следовательно, нужно ставить именно эти установки на охрану особо важных стратегических объектов, а это вопрос, связанный с заказами. И можно поставить «Тор-М2» не только на колесных или гусеничных шасси, но он еще поставляется в виде боевого модуля, который можно размещать хоть на контейнер, хоть на крышу дома.