Помните жаркое белорусское лето 2020 года? Жаркое — прежде всего не в климатическом, а в политическом смысле. Едва насмерть не рассорившись с Москвой перед очередными президентскими выборами из-за хитроумной украинской интриги, после выборов Лукашенко столкнулся лицом к лицу с перспективной крушения пирамиды собственной власти под натиском уличной оппозиции. В течение нескольких недель все висело на волоске. Но потом чаша весов начала медленно склоняться в сторону Батьки. Путин публично заявил о готовности России отправить в Белоруссию «полицейские силы». А сам Лукашенко наглядно показал, что, в отличие от Януковича, он готов самолично защищать свое президентство с автоматом в руках. В конце концов непримиримую оппозицию удалось частично выдавить за границу, частично запугать, частично пересажать.
Почему я вдруг решил вспомнить эту «древнюю историю»? Потому что в каком-то смысле она вовсе не «древняя история», а по-прежнему самое что ни на есть настоящее. Та часть белорусской оппозиции, которую Батьке удалось выдавить за границу, не сидит сложа руки. Да, самопровозглашенный «переходный лидер» Белоруссии Светлана Тихановская — это скорее пародия на «серьезную угрозу Лукашенко». Но кроме этой опереточной фигуры у белорусской оппозиции за рубежом есть и другие знаковые деятели. Вот один из них — руководитель силового блока в «Объединенном переходном кабинете» Тихановской, бывший кадровый офицер Советской Армии Валерий Степанович Сахащик.
В эпоху Советского Союза Валерий Сахащик окончил Московское высшее военное командное училище имени Верховного Совета РСФСР и успел послужить в гвардейской десантно-штурмовой бригаде в Забайкальском военном округе. А в независимой Белоруссии он был командиром 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой Брестской Венской Краснознаменной бригады. И вот в начале декабря человек с такой биографией публично заявил на пресс-конференции о создании «специальной белорусской воинской части в Украине». При этом Валерий Сахащик, правда, оговорился: «Эта сила, конечно, же не пойдет каким-то маршем на Минск... Такие действия возможны только по мандату Совета Безопасности ООН. Мы живем в цивилизованном мире. Ни одна из европейских стран, в том числе и Украина, которая стремится вступить в ЕС, не даст разрешения на своей территории создать что-то для агрессии в отношении другого государства». Похвальная, хотя и несколько неправдоподобно звучащая законопослушность и похвальная, хотя и откровенно наивная вера в «европейские идеалы».
Но лидеры других военизированных подразделений белорусской оппозиции на иностранной территории — например, созданной в Польше группы «Посполитое рушение» — выражаются с куда большей откровенностью. Среди заграничных оппонентов Батьки полно желающих попробовать его режим на зуб. Прибавьте к этому «оторванность» властей граничащих с Белоруссией Польши и Литвы, которые не считают Лукашенко законным президентом. И вы получите не самую веселую картину: попытка замутить во владениях Батьки гражданскую войну в одном флаконе с иностранной интервенцией — это вовсе не научная фантастика. Сам Александр Григорьевич с его развитыми политическими инстинктами точно относится к такой возможности со всей серьезностью. Вот здесь и следует искать корни его внезапно возникшего желания защищать совместно с Россией «внешние границы Союзного государства».
И пусть моя ирония не вводит в вас заблуждение. Речь действительно идет о крайне серьезной опасности — и для режима Лукашенко, и для рядовых граждан Белоруссии, и для России. Интересы официального Минска и официальной Москвы в данном вопросе совпадают. А когда интересы совпадают, то «объективные сложности», которые все блокировали в течение многих лет, вдруг растворяются словно туман. Сколько я себя помню, Союзное государство России и Белоруссии всегда было достаточно фантомным образованием. Но, как только стало горячо, у него за одну секунду появились фактически «объединенные вооруженные силы». Что и требовалось доказать: Александр Лукашенко всегда знает, что отвечает его интересам в данный конкретный момент времени.