— Заявления представителя МИД Франции о «начале работы» над созданием международного трибунала по Украине больше лежат в политической плоскости. Легитимной базы для создания трибунала пока не просматривается, — заявил председатель думского Комитета по международным делам Леонид Слуцкий.
Угрозы создать международный трибунал против России из уст европейских политиков звучат уже не первый месяц. Кроме французского МИДа о начале работы ЕС над созданием такого суда объявила и Урсула фон дер Ляйен.
Слуцкий уверен: реализовать такую инициативу возможно, только наступив на горло международному праву.
— Все разговоры о каком-то правосудии в этом случае — не более чем дань политическому заказу коллективного Запада для дальнейшей демонизации России и оправдания собственной политики двойных стандартов.
Если и созывать международный трибунал, то на его скамье должны быть украинские военные преступники и их вашингтонские покровители. США и их союзники по НАТО за время, прошедшее после Второй мировой войны, бомбили территорию более 20 суверенных государств, вмешиваясь в их строй и их суверенитет. Вот это и нужно наконец осудить. Тогда будет значительно меньше поводов для возникновения конфликтов, подобных украинскому, — подчеркнул Леонид Слуцкий.
Примечательно, что глава Еврокомиссии в своем заявлении заверила западную общественность: идея учреждения трибунала против России якобы найдет поддержку в ООН.
Бывший заместитель Генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе уверен: такой поддержки не будет.
— Страны Запада могут создавать что угодно, хоть тюрьму. Любые созданные ими органы будут представлять собой некий междусобойчик или клуб по интересам. С позиции международного права такой трибунал будет совершенно нелегитимным, — прокомментировал идею еврочиновников Сергей Орджоникидзе.
Как пояснил дипломат, для создания судебного международного органа необходимо четкое соответствие процедурам ООН. Учредить трибунал можно только на основании решения ООН. Именно в таком порядке создавались трибуналы по Руанде и Югославии. Кстати, в обоих случаях Россия голосовала за.
Сейчас же ситуация в корне иная: Россия сама против себя голосовать не будет. Выгнать нас из ООН также не получится. Механизм самозащиты каждой страны-члена заложен в самом фундаменте организации.
— В уставе ООН все очень мудро прописано. Чтобы исключить государство из организации, необходимо принять изменения в устав. Для этого сначала принимается резолюция Генассамблеи квалифицированным большинством — двумя третями голосов стран-членов. Затем созывается конференция, которая принимает соответствующее решение об изменении устава также двумя третями голосов. Это решение должно быть ратифицировано всеми государствами, входящими в ООН. Такая процедура была мудрым решением мудрых руководителей. Это защитный механизм, — объясняет Сергей Орджоникидзе.
Едва ли можно считать жизнеспособной и идею Запада судить Россию за преступную агрессию — именно такой «состав преступления» пытаются вменить нашей стране идеологи создания трибунала. Как поясняют эксперты по международному праву, в преступной агрессии обвинялись после Второй мировой войны верхушка фашистской Германии, члены правительства румынского диктатора Антонеску и военное командование Японии. После Нюрнбергского процесса судов по такому обвинению в истории не было. Трибуналы по Руанде и Югославии работали по другим составам — геноциду и конкретным военным преступлениям. После создания ООН обвинить любое государство в агрессии не так-то просто.
— Факт наличия агрессии, согласно уставу ООН, должен быть определен Совбезом организации и закреплен в декларации, принимаемой всеми членами. Россия — постоянный член Совбеза, она не будет подписывать декларацию против самой себя. Так что слова об агрессии — это политические обвинения, не более. Запад исходит из того, что центр принятия международных решений находится у них — в Брюсселе или Вашингтоне. Это инерция западноцентричного мышления. Однако это не соответствует реалиям сегодняшнего дня, — заключил Сергей Орджоникидзе.