Токаев пришел к власти в 2019 году. Однако, чтобы выйти из тени своего предшественника Нурсултана Назарбаева, ему потребовалось по меньшей мере два года. Водоразделом стали январские протесты, в результате которых президент значительно укрепил свои позиции, зачистил политическое поле от людей и родственников «лидера нации», обновил Конституцию страны.
За это время видоизменились и отношения между Астаной и Москвой. Казахстан остается главным торговым партнером России, но действует без оглядки на союзника. Реакция Токаева на украинские события оказалась более чем нейтральной: он не осудил действия Кремля, но и отказался признавать результаты референдумов в Донбассе. Более того, в июне, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Токаев в присутствии Путина заявил, что считает Донецкую и Луганскую республики «квазигосударственными территориями».
Незадолго до этого проблемы начались на нефтепроводе Каспийского трубопроводного консорциуме, по которому идет две трети казахстанской нефти. После заявления Токаева о непризнании независимости ДНР и ЛНР в результате шторма было повреждено оборудование КТК, транспортировка топлива была остановлена на два месяца. Затем в акватории порта Новороссийск обнаружили мину времен ВОВ, и после очередной отмены отгрузки в республике задумались об альтернативных маршрутах доставки топлива в Евросоюз в обход России.
Казахстанские власти объявили, что будут соблюдать антироссийские санкции и не станут инструментом для обхода введенных Западом, ограничений. Однако это не значит, что республика совсем отказалась от торговли с Москвой. После легализации в России параллельного импорта республика нарастила поставки смартфонов в 2100 раз. В первой половине текущего года объем экспорта товаров этой категории увеличился с 36 тысячи долларов до 78 миллионов долларов.
К тому же страна приняла основной поток людей, которые массово уезжали из России после начала частичной мобилизации. Власти страны призывают всех относиться к россиянам, как к гражданам дружественной страны. Многие устремились в Казахстан, чтобы оформить банковские карты для совершения зарубежных покупок. Правда, впоследствии правила получения таких карт в Казахстане усложнили: человек должен доказать, что остается работать в стране. Тысячи компаний релоцировали бизнес в Алматы и Астану.
До сих пор Казахстану удается балансировать между Россией, Западом и Китаем. А взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными государствами даже прописано в предвыборной программе президента. «С учетом того, что в нашу экономику привлечено более $300 млрд, что на нашем рынке работают крупные транснациональные компании, обязан проводить многовекторную, как принято сейчас говорить, внешнюю политику», - констатировал Токаев сразу после выборов.
Удастся ли и в будущем ему «дружить» со всеми, «МК» рассказал замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин:
- Переизбрание Токаева не изменит его стратегию в отношении России. Он продолжит маневрировать между противоборствующими сторонами. С одной стороны, у него практически вся экономика скуплена американцами и англичанами. А с другой, он как опытный дипломат, прекрасно разбирающийся в геополитике, понимает, что его страна географически расположена между Россией и Китаем, и никуда ей от этого положения не деться. Поэтому он будет пытаться сохранить отношения и с Москвой, и с Пекином. В итоге недовольными останутся и американцы, и россияне, и китайцы.
- Как долго ему удастся балансировать между Западом и Россией?
- У него нет другого варианта. Он принял страну в сложной ситуации: с экономикой, купленной американцами, и при этом с миллионами русских граждан Казахстана на севере страны. Он будет пытаться.