Но основная интрига развернулась вокруг президентских баталий. В гонке участвовали несколько претендентов, но ведущими конкурентами выступили действующий глава государства 67-летний Жаир Болсонару и ветеран электоральных сражений 76-летний Луис Инасио Лула да Силва, основатель и бессменный лидер созданной в 1980 году Партии трудящихся. Он уже отработал два президентских срока в 2003–2011 годах, а потом еще и отсидел в тюрьме в 2017–2019 годах. По обвинению в коррупции он был приговорен к 9,5 года тюрьмы, но выпущен досрочно, а в 2021-м все обвинения были с него сняты.
Это позволило участвовать ему в выборной гонке и победить. В первом туре Лула набрал 47,9%, его соперник 43,7%. Во втором раунде один получил 50,70%, другой 49,25%.
Реабилитация экс-президента в марте 2021 года означала резкие перемены на политической арене. До этого бал правил эпатажный Болсонару, которого называют «тропическим Трампом» за ультраконсервативные взгляды. Он долго мог чувствовать себя в относительной безопасности, поскольку у него отсутствовали сильные соперники. И тут вернулся Лула. К слову, Лула — это уменьшительное от Луис, и это свое «народное» прозвище политик добавил к полученному от рождения имени.
Бразильцы помнят о двух блестящих сроках его пребывания на вершине власти, впечатляющие итоги правления. Ему удалось вырвать из нищеты 30 миллионов граждан, перевести их в состояние среднего класса. Кстати, уже тогда Лула мог бы баллотироваться в третий раз, но не позволил себе это сделать, не нарушив Конституцию, и выдвинул свою единомышленницу Дилму Руссефф.
А вот бывшему президенту Болсонару не повезло. Его правление по времени совпало с пандемией. Как и повсюду на планете, это чудовищное заболевание, унесшее жизни миллионов людей, распространялось в регионе крайне неравномерно.
Бразилия стала своеобразным чемпионом по этому показателю. Болсонару поначалу недооценил опасность, высокомерно сравнил COVID с элементарным гриппом. Он сам ходил по улицам без маски, встречался со своими сторонниками, не соблюдая положенной дистанции, не следуя элементарным рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Более того, грозился выйти из этой престижной структуры, бездарно тратившей, по его разумению, ресурсы входящих в нее государств.
Все это негативно сказалось на уровне медицинского обслуживания граждан. Больницы не справлялись с притоком зараженных пациентов, не хватало элементарных лекарств, необходимых препаратов. Особо тревожной оказалась ситуация в кварталах нищеты, отличавшихся скученностью жителей. Министры здравоохранения били тревогу, высшее руководство от них отмахивалось как от назойливых мух, сменило двух руководителей ведомства, взвалив на них вину за создавшуюся ситуацию, сделав их козлами отпущения. Плачевный итог всего этого — миллионы зараженных и 700 тысяч умерших. Поэтому Генеральная прокуратура 25 июля постановила возобновить расследование этого дела, начатого парламентской комиссией. Санитарные службы не успевали хоронить покойников. Лула не упустил возможности и обвинил Болсонару в бесчеловечности, ибо тот не пролил ни одной слезинки по соотечественникам, отправившимся в мир иной.
Тревожная ситуация по времени совпала с лесными пожарами в бассейне Амазонки. Эта зона размером 5,5 миллиона гектаров по праву считается легкими планеты, поэтому ее судьба и будущее вызывает озабоченность мировых лидеров. Любопытная деталь: когда ряд европейских лидеров, в частности Эммануэль Макрон, обеспокоенных этой проблемой, предложили материальную помощь, то президент Бразилии сначала высокомерно отказался, заявив, что не нуждается в подачках и просит не вмешиваться во внутренние дела суверенной страны. Позднее, по зрелом размышлении, принял предложение, поняв, что это сугубо мировая проблема, поскольку речь шла о здоровье миллионов людей.
В итоге, согласно опросу общественного мнения, проведенного во второй половине июля, Лула пользовался поддержкой 51% молодежи, а Болсонару лишь 20%. Лула акцентировал внимание на бесчинствах полиции в Рио и других крупных центрах, на которые сквозь пальцы смотрела администрация.
Болсонару тоже пытался обвинять Лулу, но в результате сам сел в лужу. Во время прямых телевизионных дебатов 2 сентября Болсонару сравнил Лулу и чилийского президента Габриэля Борича по части совершения неблаговидных поступков. Последнего, в частности, обвинили в причастности к поджогам станций метро во время массовых протестов в 2019 году. Следствием стал вызов в чилийский МИД посла Бразилии и заявление протеста.
Болсонару для поднятия собственного рейтинга использовал даже чисто протокольное мероприятие: перенос в страну в связи с 200-летием достижения независимости забальзамированного сердца первого императора страны Педро, хранившегося в Португалии. Но и это ему не помогло.
Как подчеркивал профессор Гарвардского университета Стефан Левицкий, президент подводил теоретическую базу под возможное поражение, пытаясь посеять сомнения относительно эффективности избирательной системы. Но надо отдать Болсонару должное. 21 октября он заявил, что признает результаты выборов, если Верховный электоральный трибунал их подтвердит.
Разумеется, новое президентство Лулы не станет простым повторением прошлого. Приоритетом будет оставаться забота о малоимущих и жителях фавел, окружающих мегаполисы. Но встают и новые задачи. У Бразилии они следующие: удовлетворение растущих потребностей среднего класса, совершенствование транспортного обслуживания в крупных городах, забота об экологии и окружающей среде, включение в работу по оздоровлению климата на планете. В центре внимания кампании были социально-политические проблемы, обнищание населения, происходившее в последнее время.
Во внешней политике Лула намерен расширить круг друзей на различных континентах, всячески содействовать региональным интеграционным группировкам. Касаясь деликатных вопросов, таких как ущемление прав человека в Венесуэле или Никарагуа, он ограничивается общими фразами, деликатно призывает власти указанных стран придерживаться демократических принципов в политике.
Что касается отношений с Россией, то от Лулы хороших сюрпризов пока ждать не приходится. Но и плохих тоже. Очевидно, отношения будут развиваться в прежнем русле, как в рамках БРИКС, так и на двустороннем уровне.
Победителя выборов приветствовал Джо Байден. Это же сделали после первого тура президенты Аргентины, Колумбии и Мексики, уверенные в дальнейшем успехе фаворита. Он вступит в должность 1 января 2023 года.
Ему будет нелегко, поскольку он не имеет надежной опоры в двухпалатном Национальном конгрессе. Но опытнейшему бойцу не привыкать к преодолению трудностей. Сказывается рабочая закалка.