Почему в Израиле так часто проходят выборы? Как поясняет СNN, в стране существует парламентская система, состоящая из нескольких партий, ни одна из которых сама по себе не получает достаточно голосов, чтобы обеспечить большинство мест в Кнессете (парламенте). Это означает, что партиям приходится строить альянсы, чтобы образовать коалицию и получить 61 место, необходимое для формирования правящего правительства. Но беда в том, что такие коалиции также могут быть весьма шаткими конструкциями — стоит потерять поддержку одной партии, а порой даже одного члена парламента, и вот уже потеряно большинство.
Еще один фактор — Биньямин Нетаньяху, который занимал пост премьер-министра дольше, чем кто-либо другой в истории Израиля, но находится в разгаре судебного процесса по делу о коррупции и в целом является противоречивой фигурой. Некоторые высокопоставленные правоцентристские политики, согласные с ним идеологически, отказываются работать с Нетаньяху по личным или политическим причинам.
Из-за этого ему было трудно создать прочное правящее большинство после предыдущих четырех выборов, а в прошлом году его оппонентам удалось сколотить невиданную ранее коалицию партий, представляющий весь политический спектр, чтобы не допустить Нетаньяху до власти. Но эта коалиция просуществовала всего чуть больше года, прежде чем ее лидеры, Яир Лапид и Нафтали Беннетт, призвали к новым выборам.
По прогнозам, основанным на соцопросах, правоцентристская партия Нетаньяху «Ликуд» почти наверняка станет крупнейшей партией в Кнессете после голосования во вторник – и, вероятно, получит около 30 мест.
Нынешний премьер-министр Яир Лапид будет надеяться, что его центристская партия «Еш Атид» займет прочное второе место.
Нафтали Беннетт, с которым Лапид сотрудничал при формировании последнего правительства, на этот раз ни на что не рассчитывает – его партия раскололась, и ей грозит потенциальное поражение на выборах.
Министр обороны Бени Ганц стремится показать себя во главе новой партии под названием «Национальное единство» в которую теперь входят бывший союзник Беннета Гидеон Саар и бывший начальник штаба Армии обороны Израиля Гади Айзенкот.
Крайне правая коалиция под названием Религиозная сионистская партия, которую возглавляют Бецалель Смотрич и Итамар Бен Гвир, может стать крупнейшей ультраправой группой, когда-либо заседавшей в Кнессете.
С другой стороны, некогда могущественная Рабочая партия и ее предшественники, которые управляли Израилем в основном как однопартийное государство в течение первых 30 лет существования еврейского государства при Давиде Бен-Гурионе и его преемниках, являются тенью своего прежнего «я» и могут рассчитывать лишь несколько мест.
Каждая партия, набравшая не менее 3,25% голосов избирателей, получает определенное количество мест в Кнессете в зависимости от процента от общего числа набранных ею голосов. Порог в 3,25% предназначен для того, чтобы не допустить в Кнессет совсем уж маленькие партии, что является попыткой хоть как-то облегчить создание правящих коалиций.
В прошлом Израиль экспериментировал с избранием премьер-министра напрямую, отдельно от Кнессета, подобно тому, как в США отдельно избираются президент и Конгресс. Эта схема, впрочем, оказалась громоздкой, и страна вернулась к стандартным парламентским выборам.
Окончательные опросы показывают, что партия Нетаньяху и ее потенциальные союзники теоретически могут набрать вместе 60 мест в Кнессете, но вот смогут ли они преодолеть эту отметку. Если блок вокруг Нетаньяху явно наберет большинство, его путь к построению правительства ясен, и экс-премьер вернется к власти.
Если блок сторонников Нетаньяху не получит вожделенного количества мест, то все становится сложнее. У Нетаньяху, вероятно, все еще будет первый шанс сформировать правительство, если его партия «Ликуд» станет самой многочисленной в Кнессете – тогда могут начаться длительные переговоры.
Если Нетаньяху потерпит неудачу, президент Исаак Херцог может затем принять решение о передаче мандата действующему исполняющему обязанности премьер-министра Лапиду или другому законодателю, который, по расчетам президента, может иметь наилучшие шансы сформировать правительство.
Это может означать, что никто не сможет построить правительство большинства, что повысит вероятность новых выборов. Пока будут идти партийные переговоры и пока не будет сформировано новое правительство, Яир Лапид останется исполняющим обязанности премьер-министра.