— Я в свое время служил на артиллерийском крейсере проекта 68-бис «Адмирал Ушаков», приходилось бывать на боевой службе в Средиземном море, – рассказывает Василий Алексеевич. – У нас были гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств: это радиотехническая боевая часть – БЧ-7. На корабле есть глаза-радиолокаторы, уши – гидроакустические комплексы. Также есть радисты, телефонисты и сигнальщики.
29 октября обязанности вахтенного сигнальщика на посту противовоздушного наблюдения на сторожевом корабле «Ладный» исполнял радиотелеграфист боевой части связи матрос Артем Жильцов. Он первым заметил движущийся к гавани Севастопольской бухты неизвестный морской дрон.
– История знает случаи, когда сигнальщик обнаруживал объект, который «не видели» никакие другие средства. Сигнальщик обычно передает сигналы прожектором. У него есть бинокли, стоит визир (оптический прибор для наблюдения за морем, воздухом и видимыми береговыми объектами, поиска и визирования цели). Также он ведет наблюдение невооруженным глазом.
Сигнальщики были и на царском флоте, и в годы Великой Отечественной войны. Они находились на сигнальном мостике. Выходили, смотрели, чист ли горизонт, или докладывали командиру, что обнаружили такую-то цель. В сигнальщики, как правило, отбирают глазастых моряков, которые могут видеть далеко даже обычным взглядом. Они несут вахту по часам.
В данном случае матрос сумел разглядеть неизвестный беспилотный морской аппарат и доложил о нем вахтенному офицеру.
– Честь ему и хвала. Матрос сумел заметить дрон, который мог принести немало бед. Насколько я знаю, там несколько беспилотных аппаратов вошли в акваторию. И этот, судя по всему, нес не один килограмм взрывчатки. Парень, несомненно, герой. Достоин награды за бдительность, за то, что смог в таких условиях определить и квалифицировать цель.
Я бы очень хотел, чтобы грудь матроса Жильцова украшала медаль Ушакова. Я думаю, если речь идет о госнаграде, то, скорее всего, она и будет вручена. Медаль Ушакова — самая желанная медаль для моряка. Она с цепями на шелковой ленте. Это морской аналог медали «За отвагу».
– Причем матрос сумел разглядеть приближающийся неизвестный объект в темное время суток.
– Бухта освещается. Корабли несут вахту как на внешнем рейде, так и на внутреннем. Сейчас обстановка серьезная: в Севастополе введен средний уровень реагирования. Но эти морские дроны – малозаметные, тем более что они движутся в полупогруженном состоянии.
– Какой размер у морского беспилотника?
– Это небольшой объект, он меньше катера. Шел он, возможно, на аккумуляторах. Если его запускали с одного из гражданских кораблей, которые двигались по зоне безопасности «зернового коридора», то ему нужно было пройти несколько десятков миль.
Этот дрон управляемый. Он используется и для разведки – сбора информации, целеуказания, и как беспилотник-камикадзе. Сейчас наши специалисты поднимают со дна обломки этих беспилотников, все анализируют. (Всего в террористической атаке на корабли Черноморского флота и гражданские суда были задействованы девять беспилотников и семь автономных морских аппаратов. Атака была отражена, все дроны были уничтожены. – Авт.)
Операция, как я думаю, готовилась ни одну неделю. Здесь торчат британские уши. По данным Минобороны РФ, атаки беспилотников на Севастополь планировали британские специалисты. Обучали украинских военнослужащих из 73-го специального центра морских операций, который находится в Очакове, Николаевской области. А потом придумали, что надо маскироваться под гуманитарные конвои.
Украинские власти официально не подтверждают причастность к атаке, видимо, западные кураторы запретили им это делать. По сути, военно-морские силы Украины уже прекратили свое существование, у них остались только резиновые лодки для десанта, береговые комплексы, которые им поставляют, и морские дроны.
– Сообщается, что беспилотный морской аппарат, который обнаружил матрос Артем Жильцов, был уничтожен огнем из корабельного вооружения.
– Для этого на корабле есть все необходимое, начиная с крупнокалиберных пулеметов, а у сторожевика «Ладный» есть и своя достаточно эффективная артиллерия. Если есть необходимость, то на кораблях есть еще и подразделения антитеррора, морская пехота.
Военный эксперт уточняет, что сторожевой корабль «Ладный», где служит Артем Жильцов, можно назвать ветераном Черноморского флота. Он был спущен на воду в 1980 году, включен в состав Черноморского флота в 1981-ом.
– Корабль строился в то время, когда я начинал службу лейтенантом, – говорит Василий Дандыкин. – Это была легендарная серия больших кораблей 1135 проекта. Сейчас на Черноморском флоте осталось два таких сторожевика: СКР «Пытливый» и СКР «Ладный».
– На входе в Севастопольскую бухту стоят специальные заграждения – стальные сети?
– Да, эти боновые заграждения предназначены против нападения малогабаритных подводных лодок. В акватории порта несут вахту военные сторожевые корабли. Если вы были в Севастополе, то видели идущие с двух сторон бетонные молы. Если объявляется опасность, то проход между ними закрывается.
В советское время на входе в бухту дежурили боевые дельфины, которых готовили для борьбы в подводными диверсантами. Сейчас этим занимаются силы, которые находятся как на внешнем рейде, так и на внутреннем. Корабли, стоящие на боевом дежурстве, время от времени, освещают акваторию бухты прожекторами.
При атаке беспилотников незначительные повреждения получил морской тральщик «Иван Голубец», также было частично повреждено боново-сетевое заграждение в бухте Южная.
В Севастополе сейчас временно перекрыт рейд, паромы и катера через бухту не ходят. Для сообщения с северной стороной города задействованы автобусы.
В целях безопасности власти Севастополя решили закрыть трансляции с городских камер наблюдения. Доступ к ним будут иметь только спецслужбы. Также запрещено выкладывать кадры работы ПВО в социальных сетях. Нарушителями будут заниматься соответствующие службы.
Думаю, что выводы будут сделаны. Севастополь – главная военно-морская база ВМФ России, особенно сейчас, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому нужна более крепкая спайка города и флота, как это было во времена Второй обороны Севастополя в 1941-1942 годах.