Хотел по традиции написать: начнем с главного, с Владимира Владимировича, но точнее-то будет — с глобального. Потому что речь Путина на Валдайском клубе — абсолютно глобальная и даже визионерская. И, что удивило, — максимально миролюбивая за все последние годы. Ее, конечно, уже начали разбирать и, как и предсказывал Песков, читать и перечитывать. Это дело специалистов.
А мне, как человеку, выросшему в СССР на книгах о светлом будущем, это самое будущее в словах Путина и увиделось. Общее будущее единого человечества. Единого, но не одинакового. Об этом Путин и говорил: живи и дай жить другим, мы никому не навязываем своей идеологии, но и другим не позволим навязывать нам свой образ жизни. Вот, например: «Если западные элиты полагают, что смогут внедрить в сознание своих людей, своих обществ странноватые, на мой взгляд, но новомодные тенденции вроде десятков гендеров и гей-парадов, — так тому и быть. Да пускай делают что хотят! Но на что они точно не имеют права — так это требовать от других следовать в том же направлении». При соблюдении этого условия — давайте дружить, вместе идти и развиваться (а путь человечеству обозначил еще великий Циолковский). И что важно — это не идея Путина. Он просто озвучил неизбежное, исторический процесс — мир будет многополярным, хочет этого кто-то (как большинство населения планеты) или нет (как западное меньшинство). И то, что происходит сейчас на Украине, — это трагический, но всего лишь эпизод переустройства мира.
По поводу этого «эпизода» Путин дал очень важный ответ. На вопрос «это что же получается, у нас гражданская война?», он сказал: «Отчасти да». И сложилась еще одна часть пазла. Потому что такая формулировка объясняет очень многое из происходящего, если вообще не всё. Впрочем, товарищи из Роскомнадзора подсказывают мне, что развивать эту мысль вам придется самостоятельно.
А еще Владимир Владимирович сказал, что ассоциирует себя с «низами» («Семья рабочая — отец техникум окончил. У мамы не было образования. Даже среднего. И нянечкой работала, и дворником») и чувствует «пульс того, чем живет рядовой человек».
И ведь не просто сказал, а за несколько дней до заседания Валдайского клуба продемонстрировал, что началось перемалывание и переделывание прослойки между «верхами» и «низами». На координационном совете по вопросам обеспечения Вооруженных сил он начал отменять наш своеобычный принцип «нельзя расстраивать начальство», потребовав «предельно реалистичной оценки ситуации, положения дел в целом». Кстати, после «предельно реалистичной» оценки от Кадырова и Пригожина последовали и кадровые решения.
Ну и еще про «низы». Которые на самом деле и оказались сейчас куда честнее, мужественнее и нравственнее тех, кто эти низы поучал. Ольга Бузова приехала на Донбасс с гуманитарной миссией. Про ее творчество — не будем. Но Бузова, у которой число подписчиков в разы больше, чем все население Прибалтики, не побоялась ни волны неприязни, ни возможных потерь поклонников и оказалась с народом. На публике — эпатажная и расфуфыренная, а здесь — своя. Не удивлюсь, если еще и песню про Донбасс напишет. Много у нас таких «звезд»?
Одна вот тут хвостиком махнула, и только ее и видели. Впрочем, много чести тут долго про Собчак писать. Она помножила себя на ноль своим паспортом Израиля. Теперь один путь — присоединяться ко всей этой никчемной сбежавшей братии, которая создает «правительство в изгнании» и прочие «параллельные парламенты», не привлекая внимания санитаров. Впрочем, там такой серпентарий единомышленников, что Ксению Анатольевну профессиональные оппозиционеры уже кусать начали.
Но это и есть тот самый процесс очищения, о котором несколько месяцев назад говорил Путин. Конечно, хочется, чтобы все и сразу, чтобы четко, без сбоев. Однако, если посмотреть в динамике, — страна и правда исправляется.
Вот Шойгу доложил Путину об окончании частичной мобилизации. В первые дни это был, положа руку на сердце, бардак и хаос. А сейчас — порядок. Да, отдельные огрехи, казусы и ляпы встречаются (страна не маленькая, и люди не идеальны), но наладилась обратная связь, и косяки никто не прячет, они исправляются на ходу. И этот опыт еще пригодится.
Вот Россия сразу же после украинской провокации приостановила зерновую сделку. Без всяких разговоров и прочих «жестов доброй воли» (пугающее словосочетание). Это уже совсем другая позиция — позиция сильной и уверенной в себе страны.
Вот наконец-то впервые мы узнаем об очередном обмене пленными не от украинской стороны, а от наших.
Вот в школы, в странный предмет ОБЖ, возвращают начальную военную подготовку.
Если внимательно присмотреться, многое еще можно увидеть.
И даже удивиться.