МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперт раскрыл смысл ядерных учений НАТО: элемент устрашения

«Надеюсь, никаких инцидентов не произойдёт»

На этой неделе в НАТО стартовали учения ядерных сил Steadfast Noon («Стойкий полдень»), которые продлятся две недели. В них примут участие 14 стран – членов Альянса. К ядерным маневрам привлекается до 60 самолётов, включая истребители 4-го и 5-го поколений, самолёты разведки, а также американские дальние бомбардировщики B-52 с авиабазы Майнот (шт. Северная Дакота, США), которые будут отрабатывать задачи в небе Бельгии, Великобритании, а также над Северным морем.

Фото: Global Look Press

Насколько опасны эти эти учения для России? Что это - предупреждение, ядерный шантаж или блеф? Об этом «МК» рассказал эксперт Валдайского клуба, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.

- В ядерных маневрах НАТО «Стойкий полдень» принимают участие 14 стран. Разве это не противоречит договору о нераспространении ядерных вооружений - ДНЯО, который запрещает привлекать к подобным учениям страны, не обладающие ядерным оружием?

- Это все давняя проблема. Такие учения проходят не в первый и не в последний раз. В НАТО существует так называемая практика совместных ядерных миссий. Она сводится к тому, что страны-союзницы США по НАТО участвуют в маневрах, где отрабатываются подготовка и применение ядерного оружия. Оно, соответственно, находится на территории этих стран. Кроме того, эти страны имеют свои ударные самолёты, которые способны такое оружие применять, а также некоторое количество летчиков, подготовленных для выполнения этой задачи. 

- Но ведь это абсолютно точно является нарушением ДНЯО.

- Да, это – официальная российская позиция, которая не единожды озвучивалась. Западные коллеги, в свою очередь утверждают, что когда-то на это согласился Советский Союз, а поэтому сейчас не надо ворошить прошлое, лучше следовать этому решению.

Правда, это – достаточно спорный подход. Хотя бы потому, что ряд специалистов утверждает, Советский Союз, якобы, согласился на проведение подобных учений лишь потому, что это рассматривалось как способ не допустить появления собственного ядерного оружия у Германии.

- Как же не допустить появления, если в Германии сейчас хранится американское тактическое ядерное оружие – авиационные бомбы B-61?

- Да-да... И в Германии, и в Италии, и в Бельгии, и в Нидерландах... В Турции в этом смысле ситуация несколько более неоднозначная. Есть данные о том, что оттуда ядерное оружие, якобы, вывезено американцами.  С другой стороны, имеется информация, что оно там присутствует – позиция весьма неоднозначная.

Но в любом случае, всё это является очень жестким препятствием к каким бы то ни было переговорам по договорам о контроле над вооружениями, над нестратегическим ядерным оружием.

Здесь у России абсолютно четкая и справедливая позиция: всё наше нестратегическое ядерное оружие не развернуто и находится в пределах национальной территории.

У американцев же тактическое ядерное оружие развёрнуто на территории стран-союзниц, да ещё и в непосредственной близости от наших границ.

- И вот теперь на учениях они собираются порепетировать, как его против нас лучше применить? Известно ли какой «ядерный сценарий» они планируют отработать?

- К сожалению, абсолютно достоверной информации по этому поводу нет. Но, как правило, такие сценарии с ядерным оружием везде предусматривают реагирование на действия вероятного противника. К примеру, условный противник применяет ядерное оружие, или наносит сокрушительное поражение обычными силами. Ему в ответ наносится удар нестратегическим ядерным оружием.

- На какой территории?

- Это – самый главный вопрос. Его очень не любят обсуждать ни в НАТО, ни у нас, так как такой сценарий предполагает, что ты фактически бьёшь нестратегическим ядерным оружием по своей собственной территории. Возможно, все это и способствует выживанию государства. Но не в полной мере. Скорее, отдельных его частей. 

Кстати, в годы «холодной войны» была такая неполиткорректная шутка по поводу определения удара тактического ядерного оружия. Говорили так: тактическое ядерное оружие – это такое оружие, которое взрывается на территории Германии.

Немцы эту шутку очень не любят. Хотя помнят её до сих пор.

- В тех политических условиях, в которых мы сейчас находимся, эти учения НАТО выглядят довольно провокационно.

- Думаю, можно по-разному на это посмотреть. В принципе, никаких особых провокаций тут, возможно, и нет. Скорее здесь создаётся ситуация так называемых взаимных сдерживающих сигналов как со стороны России, так и со стороны НАТО.  Мы если прямо и не говорим про ядерное оружие, то говорим про такое, разрушительная мощь которого, несравнима ни с чем из того, что вы, наши дорогие партнёры, когда-либо видели в своей жизни. Они нам отвечают, что у них тоже, если что, рука не дрогнет. И они вообще ничего не боятся, так как объединены в ядерной Альянс.

- И кто кого больше напугает?

- Вообще-то, всё это укладывается в классический подход к сдерживанию, когда ты напоминаешь своему противнику, что не надо лезть со мной воевать впрямую, так как у меня есть большая ядерная дубинка. 

- А если он не услышит?

- Проблема тут есть. Важно, как тот, кому вы посылаете этот сигнал, его воспримет. Грань между сдерживающими сигналами и реальными угрозами очень тонка. Более того, если обратиться к происхождению термина «ядерное сдерживание», то в англоязычной версии это слово «deterrence» - однокоренное слову «террор» - «устрашение». Фактически, это – устрашение противника. Но на каком-то этапе, когда об этом уже стали писать с той стороны, у нас начали переводилось это как «политика ядерного сдерживания».

С другой стороны, есть те, кто считает: все это – слишком виртуальные вещи. На самом деле это – принуждение, когда ты пугаешь своего противника, заставляя его делать то, что тебе от него нужно.

- Этими ядерными учениями НАТО нас пугает, чтобы добиться чего?

- Понимаете, самое главное, что всё это происходит в головах людей, принимающих решение. А в голову эту залезть очень сложно. Трудно быть уверенным, что голова противника правильно поймёт твои сигналы. Это можно сделать, если у вас существует максимально развёрнутая сеть каналов связи, контактов.

- Хотя иногда полезно, чтобы тебя не до конца понимали. Пока противник гадает, трактует, пытается разобраться, все это время он будет вести себя осторожней.

- Но с другой страны, мы сейчас в таком положении, что лучше бы избежать ошибок и неверных трактовок.

При этом, насколько можно судить, наш Национальный центр уменьшения ядерной опасности (НЦУЯО), который имеется в Минобороны России, и аналогичный – у американцев в Госдепе, они по-прежнему работают, и никто их не закрывал. Они все так же обмениваются данными.

К примеру, на учения НАТО, которые стартовали в понедельник, привлекаются американские ядерные бомбардировщики В-52. Возможно, это даже хорошо, так как согласно действующему Договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), американцы совершенно точно должны будут передавать нам уведомления и всю информацию об их перемещениях.

- Говорят, мы тоже планируем провести аналогичные учения? Это бряцание оружием друг перед другом: вы нам покажете, а мы – вам.

- Да, это может восприниматься как взаимное бряцание оружием. Но, с другой стороны, у нас такие учения традиционно проходят осенью. Их иногда называют «Гром», иногда так не называют.

Правда, в этом году подобные маневры у нас уже были в феврале. Но при этом осенний этап тоже ведь никто не отменял. Я думаю, наши аналогичные учения наверняка приведут к громким истерическим публикациям в различных западных СМИ. Ничего не поделаешь – это так и работает.

Конечно, мы попадаем в очень неуютное положение, когда вынуждены напоминать про то, что можем в принципе уничтожить противника как социальную структуру. Но, возможно, именно за счёт этого, мы до сих пор избегаем большой войны между великими державами.

- Вы считаете дело и обойдётся лишь напоминанием?

- Думаю, да. Скорее всего, напоминаниями все и закончится. Надеюсь, никаких инцидентов не произойдёт.

- Что вас наполняет таким оптимизмом?

- Недавние масштабные учения «Baltops 2022», которые страны НАТО проводили в Балтийском море с больших количеством кораблей, самолётов, пушек, ракет... Это были не стратегические учения, но всё-таки очень крупные. А параллельно проходили учения нашего Балтийского флота. При этом практически никаких инцидентов не было. Ну, разве что один наш корабль чуть-чуть зашёл в чужие территориальные воды. И то это все быстро замяли.

Я думаю, что люди в погонах прекрасно понимают, какая сейчас ситуация, не создают опасных прецедентов и сознательно ведут себя более сдержанно, нежели некоторые политики. На них вся надежда.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах