Справороссы в свой пакет поправок к закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» вложили все, что накипело и наболело. «МК» получил текст поправок и детально его изучил.
Инициатив в законопроекте три. Первая — перечислить категории граждан, которых необходимо призывать на военную службу по частичной мобилизации в первую очередь. Это сотрудники Росгвардии, СВР, ФСБ, военной прокуратуры, Следственного комитета, воинских подразделений Федеральной противопожарной службы, спасательных воинских формирований, уволенных с военной службы и зачисленных в запас ВС РФ.
Второе — документ вносит ясность в самый нервирующий общественность вопрос: кто имеет право на отсрочку? Пока ответы на него можно получить в разномастных ведомственных приказах, в разъяснениях Минобороны и на «горячей линии» по вопросам мобилизации.
Справороссы выделили 16 пунктов-причин для получения отсрочки — от многодетных отцов и аспирантов до родственников погибших военных и школьных учителей.
А вот третий пункт в проекте поправок отозвался шквалом эмоций среди законотворцев.
«Предлагаю отменить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации сенаторам Совета Федерации и депутатам Государственной думы. Считаю, что отсрочка для сенаторов и депутатов должна предоставляться на общих основаниях. Никаких поблажек быть не должно», — заявил Сергей Миронов.
С критикой именно этой инициативы на коллег по нижней палате обрушились и парламентарии от «Единой России», и депутаты от ЛДПР. Но не риск снятия брони и отправка на передовую пугает депутатов. Во всяком случае, пока никто из них подобными страхами в публичном пространстве не поделился. Парламентарии в инициативе СРЗП усмотрели риски куда более серьезные.
Депутат от «Единой России» Султан Хамзаев напрямую обвинил коллег-законодателей в популизме на теме мобилизации.
«Я думаю, что это пусть грубо прозвучит, но танцы на костях, Миронов хайпует на этой теме», — заявил Хамзаев в беседе с журналистами.
Председатель думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов прокомментировал законопроект в том же духе, пусть и в более мягких формулировках.
«Закону «О мобилизации и мобилизационной подготовке» уже 25 лет. В нем необходимо прописать, что такое частичная мобилизация, кто подпадает под отсрочку. Необходимо, с одной стороны, снять приоритетные вопросы и тревоги граждан, а с другой – подойти к вопросу без популизма. А то получается как с предложением сократить зарплаты депутатов до МРОТа, хотя закон не запрещает им отказаться от зарплаты», – сказал Нилов.
Но и это не главное. Основной, по мнению депутатов, риск – призыв парламентариев по мобилизации может парализовать работу обеих палат.
Ярослав Нилов обратил внимание на то, что в случае массового призыва депутатов Дума может не собрать кворум. По регламенту палаты передавать карточку для электронного голосования кому-либо из коллег запрещено: право на голосование депутат осуществляет только лично. И если наскрести простое большинство для принятия федерального закона как-то, может, и получится, то как быть с федеральными конституционными законами, для голосования по которым нужно квалифицированное большинство в 2/3 от списочной численности думцев? А ведь законами работа нижней палаты не ограничивается. Госдума – это еще и амнистия, и назначение на должность председателя ЦБ, главы Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, и вопросы доверия и недоверия правительству, и много чего еще. Перевод думцев из здания на Охотном Ряду в окопы реально может грозить параличом всей системе государственного управления.
Впрочем, еще не факт, что законопроект от справороссов будет принят. Сенатор Андрей Клишас в своем телеграм-канале намекнул, что документ, исполненный порыва отдельных парламентариев отдать долг Родине, может так и остаться очередной законотворческой иллюзией:
«Мне на минуту показалось, что Дума может потерять одну из партийных фракций, и депутаты СР решили уйти служить, сложить мандаты и сразу в военкомат, закон этого не запрещает. Показалось, думаю...»