Спутниковые терминалы Starlink от компании Маска впервые начали прибывать на Украину весной этого года, и не только дали возможность гражданам этой страны пользоваться Интернетом, но и стали жизненно важным источником связи для украинских военных, позволяя им оставаться на связи в ходе боевых действий.
Всего на сегодняшний день Украине передано около 20 тысяч спутниковых устройств Starlink, и, по словам Илона Маска, эта операция обошлась SpaceX в 80 млн долларов, а к концу года ее стоимость превысит 100 млн долларов. В этой связи компания SpaceX предупредила, что благотворительные возможности могут быть исчерпаны и финансирование обслуживания терминалов на Украине может прекратиться, если только Пентагон не начнет выделять на эти цели десятки миллионов долларов в месяц. Но, как сообщает CNN, в американском военном ведомстве никакого энтузиазма по поводу требования компании Маска не испытывают, хотя источники признают важность Starlink для ВСУ.
Эта история разворачивается не только в контексте скандала из-за вызвавших в Киеве ярость миротворческих идей Маска, предложившего признать Крым российским и провести в четырех регионах новый референдум под эгидой ООН, но и на фоне сообщений о том, что Илон Маск находится под федеральным расследованием в связи со сделкой о приобретении Twitter стоимостью 44 миллиарда долларов. Как сообщают СМИ, пока из судебного документа не вполне ясно, что именно расследуется и какие федеральные органы вовлечены в эту историю. Между тем известно, что миллиардер сначала предложил поглощение Twitter, но отказался от сделки, а затем Twitter подал на него в суд, чтобы Маск сдержал свое слово.
Словом, скандалов вокруг самого богатого бизнесмена планеты более чем достаточно. Но что стоит за ними? Комментируя ситуацию с Илоном Маском, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев видит более глубокую причину, чем просто невозможность финансирования компанией SpaceX cпутниковых интернет-терминалов Starlink, которые миллиардер-изобретатель отправил Украине на заре конфликта:
– Действительно, на сегодняшний день Илон Маск пытается заявить о себе как о деятельной политической силе, по принципу «и один в поле воин». Это лишний раз доказывает, что его твиты по поводу Украины, по поводу Крыма не были случайными. Они были достаточно продуманными в этом плане.
С моей точки зрения, это предопределяется двумя моментами.
Во-первых, Илон Маск думает о том, чтобы сегодня начать участвовать в большой политике. В том числе и принять участие в президентских выборах 2024 года. Всё делается ради этого, он о себе заявляет.
Во-вторых, Маск представляет интересы наукоёмкого, высокотехнологичного сектора Соединённых Штатов Америки. В этом случае он является индикатором, лакмусовой бумажкой той сферы экономики, которая на сегодняшний день недовольна очередным заморским конфликтом. Дело в том, что с позиции этих людей, то, что делала Америка на Ближнем и Среднем Востоке, и то, что она сегодня делает на Украине – мало чем отличается.
Это очередной конфликт, который тормозит научно-техническое развитие Америки, отвлекает её экономические ресурсы от других сфер деятельности. Что ещё важно – лишает её возможностей зарубежных рынков.
В этом вопросе высокотехнологичный сектор, может быть, рассматривает и Россию, и Китай – как форму приложения, может, не самых передовых технологий, но технологий, которые можно распространять. Может, они и не самые современные, но тем не менее, которые обеспечивают создание технологических опорных платформ на будущее. Здесь есть опасения того, что эти страны (в особенности Россия) могут создавать свои собственные платформы и наработки. Тем более, что в области космоса это уже проявляется.
Может быть и ещё один важный момент: всё-таки вопрос адекватности Байдена с его заявлениями о «ядерном Армагеддоне», о том, что может быть что-то типа третьей мировой войны. Или, по крайней мере, войны с применением ядерного оружия. Всё это очень пугает людей, учитывая то, что Байден является неадекватной фигурой. Оппозиция этому есть, она набирает обороты. Здесь тоже даётся определённый сигнал, для того чтобы, с моей точки зрения, повлиять на исход промежуточных выборов.
Заявления Илона Маска, по существу, являются важным фактором оппозиции по отношению к демократической партии. Тем более сейчас, после выхода из партии Тулси Габбард (бывший член Палаты представителей США от 2-го избирательного округа Гавайев – «МК»), которая прямо сказала, что эти люди ведут дело чуть ли не к ядерной войне. Всё это американское общество очень и очень пугает. Их пугает дальнейшая эскалация военных действий.
Что касается спутников – сегодня есть чёткое и ясное понимание того, что реально Америка, коллективный Запад, НАТО ведут войну. И ведут они её в том числе с использованием своих спутниковых систем управления для разведки и руководства всеми военными действиями. В данном случае мы, может быть, уже сталкиваемся с примером этого, в дальнейшем будем наблюдать, как это будет.
Против Маска могут возбудить какие-то уголовные дела и начать преследования, это тоже не надо забывать.
Но тем не менее это фактор нарастания позиции со стороны деловых групп, которые очень озабочены сегодня состоянием американской экономики. Они не могут не видеть, что конфликт на Украине не улучшает экономического положения Америки. Если раньше Соединённые Штаты выгадывали от этого, а войны выводили из кризиса американскую экономику, то теперь складывается впечатление, что этот фактор и дальше вгоняет собственную экономику в кризис, нежели вытаскивает из него.
Этим и вызваны подобного рода шаги, действия и заявления Маска. Повторяю, что они являются продуманными. Я бы сказал, это стратегическая линия, которая совершенно не случайна.
– Маск действительно уже находится под следствием из-за сделки по социальной сети Twitter. Получается, реакция уже пошла?
– Это является фактором, который лишний раз подтверждает политические амбиции Маска. Хотя он там и много говорит о том, что Twitter будет служить общественному благу, но совершенно очевидно, что у такого человека, с такими мозгами и изобретательностью, соцсеть будет работать именно на него, на его идеи и их реализацию.
Как опытный инженер и компьютерщик, как технолог, он найдёт способ запрограммировать Twitter так, чтобы он в той или иной форме отражал его идеи, взгляды и установки. Это такая мощная платформа, которая равноценна наличию политической партии в стране. Twitter её заменяет, будь то Республиканскую, Демократическую или какую-то третью партии. Хотя сейчас в Америке третьих партий, в общем-то, нет. Но это такая, скажем, «партия независимых».
Пока мы должны видеть некую политическую составляющую, которая может быть более важной с точки зрения деклараций, нежели с точки зрения реальных событий, которые там происходят. В условиях, когда все говорят о том, что Америка является стороной конфликта и в ещё большей степени там будет присутствовать, Маск выполняет функцию недопущения прямого американского участия в украинском конфликте.
И в этом плане значительная часть Америки, возможно, будет ему благодарна. Тем более что официальная позиция Вашингтона состоит в том, что Америка не будет посылать войска, какие-то другие силы. Мы понимаем, что это не так. Но тем не менее это тоже отражение общественного настроения, которое после всех войн на Ближнем и Среднем Востоке устало от очередной заморской авантюры.