МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Украинские террористы вознамерились сбивать в России гражданские самолеты

Эксперт объяснил, как защитить гражданские лайнеры от атаки ПЗРК

После того как в Подмосковье был задержан украинский гражданин с двумя ракетами переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) «Игла», которыми он собирался сбить пассажирский самолет, в очередной раз остро встал вопрос защиты гражданских судов от подобных атак террористов. Почему в очередной? Да потому, что эта тема периодически становится актуальной, когда возникает угроза, что гражданский самолет может стать мишенью для ПЗРК.

Фото: Global Look Press

Теперь вот возросла террористическая активность Украины, которая получила от Запада сотни ПЗРК. Есть ли у нас возможность защитить наши самолеты от ракетных угроз? И будет ли сейчас что-то для этого делаться? Об этом «МК» рассказал эксперт.

Защита гражданских судов от ПЗРК — проблема не только наша. По данным Госдепа США, с 1970-го по 2006 годы погибло до 1000 человек в результате того, что свыше 40 гражданских судов были поражены ПЗРК. Правда, жертвами становились в основном небольшие самолеты в зоне вооруженных конфликтов. Ракета ПЗРК доставала их на небольших высотах, обычно в момент взлета или посадки.

В России в начале «нулевых», когда с Северного Кавказа исходила террористическая угроза, предприятиям «оборонки», занимающимся средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), была поставлена задача создать комплекс с целью защиты летательных аппаратов от ракетных атак. Новый комплекс бортовой  обороны получил название «Президент», так как изначально применялся для защиты борта №1. 

Позже его стали использовать военные для боевых машин. Впервые, под наименованием «Президент-С», комплекс официально показали публике летом 2010 года на оружейном салоне Eurosatory в Париже. Там он произвел фурор. Ни одна армия мира на тот момент ничего подобного не имела.

В том же году все российские вертолеты, работающие в «горячих точках», в приказном порядке стали оснащать комплексами «Президент-С». Это были небольшие шары с аппаратурой, которые устанавливались в нижней части вертолета. Специальные датчики в момент полета сканировали воздушное пространство. Как только они засекали пуск ракеты, тут же включалась система защиты.

Ее принцип действия такой: возникает особое излучение, которое действует на «мозг» ракеты, создавая для него виртуальную реальность. Та «видит» некий фантомный образ и, воспринимая его в качестве основной цели, движется за ним. А «аватар» уводит ее все дальше от реального летательного аппарата в пустоту, после чего, исчерпав расчетное время полета, ракета самоликвидируется.

Сейчас система защиты «Президент-С» устанавливается на ударно-разведывательные вертолеты Ка52 «Аллигатор» сразу же при их сборке. «Шарики» оптико-электронного подавления монтируются на боевых вертолетах Ми-28Н. Эту аппаратуру получают транспортные вертолеты Ми-26 и самолеты Ил-76. Их ставят даже на старенькие штурмовики Су-25, вертолеты Ми-8 и другие летательные аппараты, отправляющиеся на боевые задания.

Однако, если теперь аналогичная угроза ракетной атаки, исходящая от наших украинских соседей, затрагивает и самолеты гражданской авиации, следует ли на них тоже ставить эту электронную защиту? Возможно ли такое в принципе?

– Думаю, пока нет, – говорит авиационный эксперт, руководитель интернет-портала AVIA.RU Network Роман Гусаров. – Задача эта достаточно сложная, а главное – дорогая. В мире лишь одна гражданская авиакомпания – израильская El-Al – смогла себе такое позволить и имеет на всех своих воздушных судах штатное, аналогичное нашему «Президенту-С» оборудование.

У нас тоже имеются готовые решения. Но вряд ли на их воплощение найдутся средства. Однако если бы даже и нашлись, то по большому счету следовало бы серьезно подумать, стоит ли их тратить на выполнение этой задачи. Судите сами: когда самолет находится уже на эшелоне, для него никакой ракетной угрозы не существует – ракета ПЗРК до таких высот не достает. Такая угроза существует   исключительно в районе аэродрома, в момент выполнения взлета или посадки. А это значит, что требуется повышать степень защиты и антитеррористических мероприятий непосредственно в районе аэродромов, что будет и проще, и дешевле, и  эффективней. 

Читайте также: "Что происходит в Киеве после утренних обстрелов: власти обратились к горожанам"

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах