Командир разведывательной роты отдельного разведбата с позывным «Кама», показывая разложенные на бетонном полу подвального помещения трофеи, рассказывает, что все они добыты в бою. С самого начала специальной военной операции разведывательной батальон не только выполнял свои прямые обязанности — вел разведку, но и участвовал в штурмах укреппозиций, чтобы максимально без потерь завести за собой пехоту. Поэтому разведчики первые, кто сталкивался с «дружеской» помощью Запада Украине.
По словам командира, находки были разные - не только оружие и технические средства. Доставалась разведчикам и вражеская техника. Которая, понятное дело, сразу же отправлялась по назначению.
-Все представленное вооружение иностранного производства, что в принципе уже давным-давно никого не удивляет, - поясняет командир. - Вот, к примеру, противопехотная магнитная мина натовского производства. Была установлена на неизвлекаемость. Особенность этой мины в том, что она может сработать, даже если человек просто идет рядом в бронежилете. Магнитное поле реагирует на металл. Боец у меня был, заместитель командира группы, сейчас он в Москве в госпитале после ранения. Так вот, чтобы обезвредить эту мину, он подползал к ней совершенно без средств защиты. Снимал с себя практически все: бронежилет, ремень с металлической пряжкой, даже мелочь из карманов вытаскивал. Риск огромный, но молодец, справился.
В использовании мина проста. Вставляется аккумуляторная батарея, подключается, и мина стоит, поджидая свою жертву. По мощности схожа с нашими противотанковыми минами ТМ. Броню прожигает легко. Присутствует и осколочный фактор для поражения пехоты. Подлая мина, одним словом. Способы установки различные. Все зависит от фантазии минера. Самый простой это, конечно - в землю. Но встречались случаи, когда находили их подвешенными и направленными в сторону возможного появления противника.
Еще один интересный трофей - граната западного производства, имеющая сходство с отечественной Ф-1. Может применяться как в качестве наступательной, так и как оборонительная.
Особо командир акцентировал внимание на беспилотных летательных аппаратах. У разведчиков сейчас в наличии три трофейных дрона. Говорят, что за семь месяцев было гораздо больше, но смысла просто хранить их у себя нет. Поэтому отдают «куда надо».
В руках офицера маленькая оранжевая пластиковая коробочка с белыми «поджатыми» лапками. С виду игрушка-игрушкой. Даже самый простейший коптер Mavic выглядит серьезнее. Но обольщаться не стоит, говорит «Кама». «Птичка» на самом деле не так проста. Зенитчики ее просто не видят.
- Дрон работает на любой частоте, - продолжает разведчик, - и очень плохо глушится. Еще его в плюс в том, что он может летать в плохую погоду. К примеру, этот мы посадили с помощью «дронобойки» в дождь.
По соседству с малышом, расположился аппарат более серьезных размеров. По одному виду становится понятно, что встреча с ним бойцам на передовой ничего хорошего не сулит.
- А вот это как раз один из разновидностей Mavic, - пояснят «Кама». - Только уже не разведчик, с которыми сталкиваемся повсеместно, а ударный. К примеру этот может нести 82-ю мину. Работает сброс на приличной высоте, поэтому аппарат почти не заметен и не слышен. Да и бьет, скажу честно, достаточно прицельно.
Командир рассказывает, что самым богатым на трофеи местом для разведчиков стала промзона Северодонецка.
- Чего там только не находили, - вспоминает «Кама». - И противотанковые NLAW, и различные другие западные противотанковые управляемые ракеты. Оружия находили много как советского, так и украинского производства. Винтовка у них есть родного производства - так и называется «Укроп». Напоминает американскую винтовку М-16 (американская автоматическая винтовка калибра 5,56 мм, разработанная и принятая на вооружение в 1960-х годах. - «МК»), но по техническим характеристикам уступает ей на порядок.
Офицер демонстрирует еще одну находку - американский миномет, излюбленное оружие диверсионно-разведывательных групп ВСУ. Работает бесшумно, зато мощность разрыва у него, как у нашего 82-мм миномета.
- Тоже подлая штука, - признается офицер. - Если обычную мину мы можем услышать в момент подлета и как-то среагировать, то здесь уже шансов нет.
Несмотря на разнообразие иностранного вооружения, которое использует противник, «Кама» отмечает, что за все время с начала спецоперации безвозвратных потерь среди его подчиненных всего один человек.
- А вообще, я своими парнями горжусь, они все профессионалы. Здраво риски оценивают, работают слаженно всегда. И результаты у нас соответствующие.