МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Оценена вероятность прямого конфликта Белоруссии с Украиной

«В случае совместных действий России придется прикрывать Минск»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил о развёртывании совместной с РФ группировки войск. Минск опасается ударов с территории Украины, а Киев - наступления из Белоруссии: на украинской стороне взорваны мосты, приграничные дороги заминированы. Зеленский сегодня попросил лидеров G7 ввести на границу с Белоруссией «международные силы». Лукашенко же считает, что НАТО может открыть там второй фронт. Реальна ли угроза внешней агрессии против Белоруссии? Об этом мы поговорили с политологом Андреем Суздальцевым.

Фото: mil.by

- На днях послу Киева в Минске Игорю Кизиму была вручена нота в связи с явными признаками подготовки нападения со стороны Украины на Белоруссию. Так ситуацию оценивает белорусское руководство. В то же время мы видим взорванные мосты, заминированные дороги на украинско-белорусской границе. Что происходит?

- Лукашенко правильно говорит, что украинская сторона взорвала все мосты, заминировала все дороги, ведущие в Белоруссию. То есть она себя обезопасила от удара с севера.

Конечно, Киев на самом деле не считает возможным наступление на Украину белорусской армии. Потому что это достаточно слабая армия, ее боеготовность невысока. Ее пытаются поднять поставками российского оружия, но его, во-первых, не хватает, во-вторых, его поставляют без оплаты, практически за наш счет. В-третьих, белорусские солдаты очень слабо мотивированы идти воевать с украинскими солдатами. Это связано с общей обстановкой в стране.

- Какова сегодня эта внутренняя обстановка в Белоруссии?

- Она негативна в отношении белорусских властей, такой настрой сохраняется с 2020 года. Это тяжелый вопрос, в том числе и для нас, для России. Поэтому Украина не считает вероятным наступление белорусской армии на свою территорию. Она опасается того, что в Белоруссии появится российская армия, и боится удара именно со стороны россиян с территории Белоруссии, как это было в феврале-марте этого года.

- Но в Минске опасаются, что это киевский режим атакует Белоруссию. Это может быть?

- Украина тоже не будет наступать на Белоруссию. Киев считает, что если ему удастся победить РФ, как они рассчитывают, то вопрос с Белоруссией будет решен автоматически. Сейчас распылять свои силы, перетаскивать части на север Киеву нет никакого смысла. Поэтому представить себе сейчас белорусско-украинскую войну невозможно.

Можно теоретически представить появление российских войск в Белоруссии и наступление оттуда на Киев. Но белорусы в этом случае будут идти только вторым эшелоном.

Для нас самый худший вариант – это если белорусская армия втянется в боевые действия с Украиной, и нам придется ее страховать. Нам пришлось бы тогда вытаскивать свои войска с Донбасса, с юга Украины и помогать белорусам. Но пока украинская армия на Белоруссию не нападает, ей это невыгодно.

- А в чем в принципе состоит участие Белоруссии в нашей СВО?

- Мы благодарны белорусской стороне, что она нам помогла, предоставив в феврале-марте свою территорию для продвижения наших войск в сторону Киева. Потом мы оказались от этого направления. После этого Белоруссия какого-либо участия в боевых действиях не принимает. За исключением того, что РФ использует несколько белорусских аэродромов. Украинская сторона утверждает, что оттуда вылетают наши самолеты, беспилотники и ракеты.

В данном случае Белоруссия нами используется как база. Вот и все ее участие. На самом деле, нам очень хотелось бы, чтобы Белоруссия принимала полноценное участие в боевых действиях, хотя бы обеспечивала вторые эшелоны. Тогда бы отпала необходимость мобилизации.

- Как вы оцениваете слова Лукашенко об угрозах со стороны запада, из Польши?

- Белоруссия говорит, что она предотвращает удар в спину российской группировке с запада, со стороны Польши, Литвы и Латвии. Тут я тоже не могу согласиться. Если представить, что Польша, Латвия или Литва начинают боевые действия против Белоруссии, то это будет означать атаку со стороны НАТО. Белоруссия наш союзник и находится под нашим ядерным «зонтиком». То есть это означает ядерную войну. Нападение, например, Польши на Белоруссию – это, по сути, нападение НАТО на РФ. Поэтому есть на западной границе белорусские войска, нет их – это ничего принципиально не меняет.

- Но Польша может ввести свои сухопутные войска, не задействуя силы НАТО…

- Представьте, что страна НАТО входит в зону нашего контроля. В Белоруссию или на территорию Калининградской области. Какой будет наш ответ? Конечно, ядерный. Это уже не украинский формат, это открытая война РФ-НАТО.

- Польша действительно может напасть на Белоруссию?

- Конечно, нет. Это исключено. Если бы она собиралась на кого-то нападать, она скорее напала бы на Калининград, а не на Белоруссию. Калининград – это для Польши большая проблема.

- Зачем Лукашенко понадобилось развертывание совместной группировки?

- Такая группировка в рамках союзного государства появилась еще в начале нулевых годов. Она состоит из белорусской армии и ближайших к Белоруссии российских воинских частей. Сейчас Лукашенко поднял вопрос о возрождении этой группировки. Утверждает, что договорился с Путиным. Подтверждений с российской стороны о том, что эта группировка будет создана в реальности, пока нет. Но это возможно, хотя пока об этом говорят только белорусская и украинская сторона.

Заявлено о 20 тысячах военных – а это очень мало для решения задач на Украине. Возможно, эти силы будут использоваться для поддержки Лукашенко и его власти. Он сейчас явно чего-то опасается. Представить себе нападение НАТО на Белоруссию невозможно. Это третья мировая война. Значит, это внутренние причины. Мы, конечно, пойдем ему навстречу, потому что это наш единственный союзник. Делать нечего.

Читайте материал «Названы итоги второго дня ударов по Украине: замечены новейшие ракеты»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах