– Даже во времена ВОВ была отсрочка для определенного круга людей из системы образования, – сказал депутат. – До середины 1942 года не призывали школьных учителей вообще, даже на срочную службу. И всю войну кандидатов и докторов задействовали по тем направлениям, которые участвуют в развитии экономики, в самой науке, занимаются публикационной деятельностью. Были различные КБ, созданные при Вооруженных силах. Люди служили, внося научный вклад в развитие технологий Вооруженных сил, в промышленности, в экономике. Кто-то из них работал и в тылу, создавая новые сплавы, новые материалы, вооружение. И сегодня это тоже актуально. Допустим, если ученые сейчас на частные компании работают, можно их переориентировать на гос задачи, на нужды РАН. Очень важно сейчас сохранить научный потенциал. У нас, к сожалению, много ученых старшего возраста ушло, целые научные школы исчезли, потому что немолодые доктора наук не перенесли ковид. Это вопрос не праздный сейчас. Вопрос сохранения нашего научного потенциала.
По открытым данным, в РФ работают 70 тысяч докторов наук и 470 тысяч кандидатов. Эксперты полагают, что, если вычесть всех женщин и лиц непризывного возраста, остается около 270 тысяч человек. Из них на отсрочку претендует половина. Вряд ли 135 тысяч ученых сделают погоду на полях СВО. Поэтому члены Сибирского отделения РАН, например, обратились с официальной просьбой об отсрочке для ученых к вновь избранному главе РАН Геннадию Красникову.
Но пока повестки докторам и кандидатам продолжают приходить. Призывают как служивших или учившихся на военной кафедре, так и без армейского опыта. Официального распоряжения об отсрочке по сути нет. Такого, чтобы как в известном романе Булгакова было: «окончательная бумажка, фактическая, броня!» В недавнем президентском же указе вычленены категории учащихся с отсрочкой, дополнившие перечень Минобороны. Аспиранты там есть, докторантов нет. Таким образом, отсрочка не положена официально ни доцентам-кандидатам, ни, отдельно, айтишникам, про которых так много писали (аж 195 профессий списка в Минцифры обещали исключить из призыва). Нет там и вузовских преподов, школьных учителей информатики… «Акты, которые должны быть опубликованы в ближайшие дни», так и не появились в реальности.
Однако «МК» стало известно о случаях, когда москвичи со степенью доктора или кандидата наук все же получили временную отсрочку от мобилизации. Происходило это через работодателей.
– У меня есть два места работы, оба в вузах, – рассказывает 34-летний доцент Олег (имя изменено). – В одном институте лекции читаю, в другом работаю на кафедре и веду курсы. Когда все завертелось, отношение деканатов было диаметральным. В одном месте работы сразу развели руками: «сами, сами». А вот в другом, наоборот, подсуетились, составили и отправили в Минобороны списки сотрудников для получения отсрочки. Это было на волне разговоров об освобождении от мобилизации преподавателей вузов и лиц с ученой степенью, две недели назад. В итоге почти всему списку пришла отсрочка на год. И мне тоже.
В кулуарах говорят, что, несмотря на все старания думцев и хлопоты нового главы РАН, академика Геннадия Красникова, просьбы научного сообщества, отсрочке для докторантов, кандидатов и других научных сотрудников «на самом верху» склонны дать отрицательный ответ. Мол, таких очень много, неизвестно еще, как они там защищались. А если все получат бронь, мобилизовать будет некого...