Порядок принятия в РФ и образования в ее составе новых субъектов прописан в конституционном законе, принятом еще в 2001 году. Именно он применялся в случае с Крымом в 2014 году.
Этот закон допускает принятие в состав РФ «иностранного государства или его части». Но если речь идет о части — только с согласия того самого иностранного государства. Украина никогда не соглашалась и едва ли согласится на передачу своих земель России. Значит, сначала необходимо, чтобы они объявили себя независимыми государствами. ДНР и ЛНР сделали это уже в 2014 году, а Россия официально признала их независимость и заключила с ними договоры о дружбе и сотрудничестве только в феврале 2022 года. Запорожской и Херсонской областям, где, как сообщают, большинство высказалось сразу и за самостоятельность, и за присоединение к РФ, объявление независимости еще предстоит.
После того как некие независимые иностранные государства обратятся к Президенту РФ с просьбой войти в состав России (руководители ДНР и ЛНР, как сообщалось, уже выехали в Москву), тот должен «уведомить» об этом депутатов Госдумы, сенаторов и правительство и «при необходимости провести с ними консультации». Следующий шаг — подписание «международного договора». Уже известно, что на пятницу, 30 сентября, в Кремле намечено некое торжественное событие с участием Владимира Путина. Начнется оно, по сведениям «МК», в 15.00. Депутаты и члены Совета Федерации с начала недели сдают необходимые для присутствия на такого рода президентских мероприятиях «три ПЦР». Судя по всему, именно тогда глава государства выступит с программной речью и подпишет те самые договоры, если соответствующее решение будет принято. Не исключено, что решение это будет половинчатым: ДНР и ЛНР, скажем, к России присоединят, а в случае с Запорожской и Херсонской областями ограничатся лишь признанием независимости.
В договорах должны быть оговорены наименование и статус нового субъекта РФ (на территории Крыма в 2014 году образовалось два субъекта РФ — Республика Крым и город федерального значения Севастополь), порядок приобретения жителями новых территорий российского гражданства, то, как будут работать органы власти «иностранных государств» на территории новых субъектов, и т.д., и т.п.
Затем эти договоры отправятся в Конституционный суд, и едва ли в сложившейся ситуации у кого-то есть сомнения в том, что КС объявит документы полностью соответствующими Основному закону страны.
Получив «добро» от судей, глава государства внесет этот договор (договоры) в Госдуму на ратификацию вместе с проектом федерального конституционного закона (законов) о принятии в состав РФ нового субъекта или субъектов, в котором детализируются многие важные вопросы. Например, не только наименование и статус новых субъектов, но и их границы. А вопрос этот далеко не праздный. «Как минимум то, что я вам могу сказать с абсолютной точностью: вы знаете, что не вся территория Донецкой народной республики еще освобождена. Мы говорим о территории, которая находится в границах 2014 года. Поэтому как минимум нужно освободить всю территорию Донецкой народной республики» — так ответил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 28 сентября на вопрос журналистов о том, что же дальше. Территория ЛНР, по словам г-на Пескова, уже освобождена полностью. Из этих слов следует, что в результате присоединения новых территорий военные действия, которые до того шли на территории ДНР, ЛНР и Украины, будут идти на территории самой РФ.
Применит ли Кремль к Запорожской и Херсонской областям тот же подход («даже если референдум проводился не на всей их территории в административных границах, мы считаем, что волеизъявление проголосовавших распространяется на всю»), или будет придумана какая-то другая схема, мы не знаем. В случае с Крымом подобных неясностей не возникало: референдум проводился на всей территории автономной республики Крым в составе Украины…
Кроме того, в законопроектах о порядке присоединения должны быть установлены сроки, в течение которых новый субъект интегрируется в правовую систему РФ, в ее экономическую, хозяйственную и финансовую жизнь, в систему органов власти. Как пойдет процесс с учетом идущих боевых действий — сказать трудно. Даже в случае с Крымом интеграция до сих пор не завершена. Принятый в марте 2014 года конституционный закон о принятии в РФ Республики Крым, установивший вроде бы переходный период до 1 января 2015 года и лишь в отдельных сферах продливший его на несколько лет, с тех пор изменялся 23 раза. А что касается сроков — летом 2022 года, к примеру, до 2025 года было продлено действие на территории Крыма и Севастополя особых, отличающихся от общероссийских, правил регулирования имущественных и земельных отношений, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и отношений в области градостроительной деятельности…
Федеральные конституционные законы принимаются двумя третями голосов депутатов Госдумы и Совета Федерации. Спикер Вячеслав Володин 28 сентября объявил, что на следующей неделе, которая по графику отводилась на работу депутатов с избирателями, пройдет два пленарных заседания. 3 октября депутаты соберутся в 14.00 — если все будет готово, процедура ратификации и принятия конституционных законов может пройти тогда же. «Чем вызвана необходимость решения о переносе, я думаю, вы понимаете», — заметил г-н Володин. А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко накануне объявила, что пленарное заседание СФ пройдет 4 октября. Потом законы должен подписать президент, и в силу они могут вступить сразу же.