«Моё субъективное мнение, что трагедии, которые произошли сегодня, как в школе, так и в военкомате, не являются случайностью или несчастным случаем», - написал в своем Telegram-канале глава пресс-службы ДНР Даниил Безсонов.
По его мнению, противник давно ведет «комплексную работу и в информационном поле», и об этом свидетельствуют ряд уже проведенных информационно-психологических операций: «Смута», «Факел», «Факел-2» и другие.
«Основное внимание уделялось провокациям социальных волнений, увеличению социального напряжения среди россиян и информационному терроризму... На территории Донбасса проводились такие информационно-психологические операции: «Гном», «Феофан», «Маскарад», «Рейв»...
Отдельного внимания заслуживает молодёжное движение «Рейв», которое попытались создать украинские спецслужбы на нашей территории по втягиванию нашей молодёжи в незаконную деятельность и к сбору разведданных», - утверждает Безсонов.
В тоже время есть и альтернативная точка зрения. По мнению эксперта «МК», генерал-майора ФСБ запаса Александра Михайлова, одно из событий тревожного понедельника все же стоит «вынести за скобки».
- Я не склонен сводить эти два события (стрельба в военкомате и школе - «МК») под какой-то единый замысел. То, что произошло в военкомате — результат возбужденного состояния нашего общества. У некоторых людей, которые остро воспринимают события последних дней, просто в голове что-то «перемыкает». Плюс осеннее обострение. Поэтому стрельбу в военкомате я бы вывел за скобки. Конечно, надо разбираться, но я считаю, что на военкомат совершил нападение психопат в чистом виде.
В тоже время жуткое преступление в отношении школьников, по мнению эксперта, заслуживает особого внимания.
- Что касается нападения на школу, то здесь вопрос более серьезный. Понятно, что имеем дело с маргиналом, но, тем не менее, разбираться надо очень тщательно. Смущает количество оружия, которое было при нем. Явно, что он готовился, была скрытая подготовка...
Сейчас необходимо выяснять, откуда он взялся, кто он такой. Но уже есть оружие, нашивки — понятно, с кем мы имеем дело. Не исключаю, что местный маргинал, который стоит на антироссийских позициях.
По мнению Михайлова, у охранника школы не было никаких шансов.
- Сейчас мы снова будем говорить про охрану школ, но у охранника не было шансов. Я давно говорил, что охрана школ и публичных мест носит скорее декоративный характер.
Исправить положение мог бы контрразведывательный режим (не только борьба с террористами, шпионами и диверсантами). Но его нет. Поэтому мы не можем выявлять вот таких людей на стадии подготовки преступления, замысла и формирования каких-то их жизненных позиций.
Кроме того, сейчас появится много мобилизованных из ЧОПов — частных охранных предприятий. Как правило, это бывшие военные и люди не очень возрастные. Значит, этот участок будет ослабляться. И естественно, нужно не дыры латать - одних охранников менять на других - а создать атмосферу и правовое поле которые позволяли бы на ранней стадии все это выявлять.
Это очень серьезная проблема, о которой я неоднократно говорил... У нас нет нормальных народных дружин, молодежных оперативных отрядов, которые были в советское время и осуществляли контакт и взаимодействие общества и правоохранительных органов. Но никто об этом не думает, все до сих пор надеются на ЧОПы.