Поэтому рассказ о мероприятии придется предварить выдержкой из всезнающей Википедии: "Метавселенная - постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары, с помощью технологий виртуальной реальности. Взаимодействие может происходить с помощью различных технологических приспособлений, как с помощью традиционных персональных компьютеров, так и с гарнитурами виртуальной и дополненной реальности".
Если кто-то и после этого не "врубился", не беда. Участники "круглого стола" и те не вполне понимали предмет своей дискуссии. Во всяком случае, единого понимания не было: все давали разные определения. А один эксперт заявил, что предмета, возможно, вообще нет: "Все эти компоненты, которые составляют метавселенные, мы так или иначе наблюдали в других явлениях нашей социальной реальности: в играх, в криптовалютах и так далее. Есть ли действительно некоторый новый феномен, который можно назвать метавселенной - сейчас однозначного ответа мы получить не можем".
Не сразу получилось понять и то, чем вызван интерес законодателей к этой, на первый взгляд, крайне далекой от забот страны теме. Выступления большинства экспертов ясности, мягко говоря, не добавляли.
Развитие нейрокомпьютерных технологий обрело такие темпы, что "уровень взаимодействия человека с аватаром начнет этот аватар субъективизировать", - поделился, к примеру, с аудиторией своим взглядом на настоящее и будущее метавселенных руководитель направления инновационных проектов компании ISG Neuro Владимир Статут. - То есть аватар перестанет быть отвлеченным объектом. Он начнет становиться частью вашей сущности. И мы не знаем, когда это произойдет. И здесь возникает очень интересный правовой вопрос: если вы при помощи аватара совершили некое преступление, в том числе имеющее эффект, предположим, на реальную вселенную, каков ваш уровень ответственности... Насколько он часть вас, а вы часть его?"
Нет, интересно, конечно. Но что-то подсказывало, что тревожит наши власти не "субъективизация аватаров". Во всяком случае, не только это. Что беспокоит больше всего, стало ясно из выступления вице-президента "Ростелекома" Бориса Глазкова.
По мнению Глазкова, метавселенные - "гораздо более серьезный вызов для государственного строя", чем компьютерные игры, криптовалюты и другие элементы альтернативной реальности. Риски возникают и для других государств. "Но если в других странах есть, так сказать, дружественные им метавселенные, которые как-то смогут с ними договориться, то в нашей стране продуктов сравнимых по уровню качества, к сожалению, нет, - предупреждает "ростелекомовец" - И это, наверное, для нас основная угроза... Основной стратегический риск вообще всей этой ситуации".
Главной задачей государства в этой сфере Глазков считает создание условий для появления конкурентоспособного отечественного "метавселенского" продукта. Если же не получится, если своего продукта не будет, ничего не поделаешь - придется подвергнуть жесткой ограничительной регулировке чужой.
Модератор дискуссии, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Алексей Синицын, полностью согласился с такой оценкой рисков: "Если уж историю реального мира могут переписывать в угоду каким-то политическим трендам, то создать собственное видение любого вопроса в метавселенной абсолютно никакой проблемы не составит. Наших детей мы воспитываем в настоящее время не факт, что больше, чем их воспитывает виртуальная среда. Редкий ребенок сейчас за ответом на вопрос идет к родителю, когда рядом Google, Алиса и все прочее... Перед государством будет стоять большая-большая задача: как сделать так, чтобы это не выходило из-под контроля".
Ключ к решению этой проблемы участники дискуссии не нашли. "Вопрос, как государство может воздействовать на создателей метавселенных, остается абсолютным открытым", - признал Синицын. Но лиха беда начало. "Надеюсь, в последующие встречи мы начнем уже формулировать какие-то возможные ответы", - оптимистично заключил он, закрывая "круглый стол".
Впрочем, возможно, у участников встречи получилось больше, чем они сами думают. Единственный комментарий к трансляции "круглого стола" в YouTube гласит: "Это то, чем надо сейчас заниматься в Совфеде? Вы там совсем больные?!" Ну, то есть, если согласиться с автором комментария, устроителям круглого стола удалось создать свою параллельную вселенную. Маленькую, зато отечественную. И очень альтернативную.