Предыдущий учебный год в школах ДНР почти полностью прошел в форме дистанционного обучения. Школьники просидели за партами весь сентябрь, потом последовал полуторамесячный карантин. В ноябре двери школ снова распахнулись, но лишь до зимних каникул. А с конца февраля в связи с началом эвакуации и СВО школы сперва месяц не работали, а учебный год заканчивали дистанционно. В общей сложности учебный процесс в обычном режиме продолжатся всего 2,5 месяца.
Учителя шли навстречу детям, которые были вынуждены покинуть дома и эвакуироваться вместе с родителями. Аттестации проходили удаленно, табели рассылали по электронной почте. В школы до сих пор приносят учебники за предыдущий учебный год, а новые пока не придумали, как выдать: по городу передвигаться опасно, как и создавать толпу. Многие школы повреждены и разрушены снарядами ВСУ. Да, с помощью шефов из России и рабочих в учебных заведениях активно вставляют окна и ремонтируют побитые фасады, но провоцировать противника на новые обстрелы, да еще и подставляя под удар детей, – не в наших традициях.
Второй вопрос, который делает работу школ невозможной, – отсутствие воды. Среди родителей даже ходила грустная шутка о том, что дети будут брать с собой в школу по баклажке с жидкостью. Хотя и этого будет мало, учитывая расходы не только на гигиенические процедуры, но и на мытье классов, без которого в детских коллективах пышным цветом расцветут ОРЗ, ОРВИ и прочие коронавирусы.
Итак, в Донецке 1 сентября ни один школьник не переступил порог школы. В небо не полетели шары, а первый звонок прозвучал онлайн – в видеомессенджерах, на сайтах и страничках школ в соцсетях.
Хотя в таком виде обучения можно найти и преимущества. Например, дети, выехавшие с родителями в Россию или дальше, могут продолжать учиться в своей школе удаленно.
Так, например, поступили в семье шестиклассницы Ангелины.
– Мы долго думали: возвращаться в Донецк или нет к сентябрю, – рассказала мама школьницы, которая сейчас временно пребывает в Ростове-на-Дону. – Сначала казалось, что дома все устаканится, и можно будет спокойно вернуться. Поэтому до середины августа я даже не узнавала, как устроить ребенка здесь в школу. Когда пошли слухи, что будет удаленное обучение, то это решило вопрос. Можно не забирать документы, не менять коллектив, а остаться в своем классе и учиться вместе с донецкими друзьями.
Школа Ангелины, к сожалению, не выдержала обстрела в конце мая: поговаривают, что здание не подлежит ремонту, в нем пострадали фундамент и перекрытия. Ученикам этой школы дистанционка даже на руку: не придется пока искать альтернативный вариант размещения.
«Дети из пострадавшей школы будут учиться у нас. Но не вместе, а как бы отдельно, своей школой, как я поняла», – говорит педагог Марина Витальевна из соседнего, так же разрушенного обстрелом лицея. Сейчас в нем идут строительные работы: меняют окна, приводят в порядок фасад, покрасили внутренние помещения и даже открыли рядом спортивную площадку.
«Нам не привыкать – который раз подряд «дистанционка», – продолжает учитель. – Но сейчас особенно грустно, потому что хочется уже нормальной жизни… Весной у нас беженцы в школе жили, летом воду выдавали. Надеялись, что к осени, наконец, начнем заниматься тем, чем обычно занимаются в школах: уроки, праздники, олимпиады, экзамены… Но жизнь важнее всего, особенно жизнь детей. Здесь у нас погибли летом при обстреле два сотрудника. Убиты осколками на своих рабочих местах, в школе. До сих пор не по себе…»
Школы ДНР переходят полностью на стандарты российских учебных программ, активно завозят учебники, приглашают участвовать в российских образовательных проектах. Из новшеств – обязательная вооруженная охрана в школе и тревожные кнопки. Вот только оценить в ближайшее время эти преимущества не получится.