МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Раскрыта изнанка военного сотрудничества России и Ирана

«Иранцы для монтажа беспилотников используют комплектующие исключительно национального производства»

Сегодня многие политологи уверены, что впервые за последние полвека российско-иранские отношения достигли пика взаимопонимания. До сих пор мировые СМИ бурно обсуждают неподтвержденную официально информацию о «сделке века». Согласно этой версии, Тегеран продаст России 1000 ударных беспилотных летательных аппаратов. О контактах Ирана и России рассказал обозреватель портала Иран.ру, ветеран службы военной разведки, полковник в отставке Владимир Онищенко.

Фото: Global Look Press

— Владимир Федорович, как военный эксперт дайте, пожалуйста, оценку нынешнему состоянию военного сотрудничества России с Исламской Республикой Иран.

— Для российского руководства развитие связей с Тегераном сегодня очень значимо. Во-первых, Иран — наш сосед. Отношения с ним уходят вглубь веков, вплоть до времен древней Персии. Иран занимает важнейшее стратегическое положение в зоне Персидского залива, граничит с постсоветскими республиками Кавказа, а через Каспийское море — и с самой Россией.

Во-вторых, Иран, как и мы, нацелен на борьбу с терроризмом. Его позиция на международной арене — твердо антиамериканская. Иран после Исламской революции 1979 года вышел из агрессивного блока СЕНТО (Организация центрального договора). Кроме России, он дружит с Китаем, Индией, рядом стран Латинской Америки.

Правящий режим Ирана не желает идти в фарватере глобалистской политики Вашингтона. Поэтому в планах Пентагона и Израиля он давно приговорен к уничтожению. А мешает это исполнить жесткая проиранская позиция России. Это — непреодолимый барьер для глобалистов. Иран и нашу страну объединила и резко возросшая, особенно после войны с терроризмом в Сирии, обоюдная военная активность. Иран усиленно развивает свою военную индустрию. Это остужает «горячие головы» в Вашингтоне, союзников США на Западе, самых непримиримых «ястребов» в Израиле и реакционных арабских режимов Персидского залива во главе с Саудовской Аравией — извечных противников Ирана.

— Hаша страна поставляет Ирану какое-то оружие?

— Конечно. Несколько лет назад произошло знаковое событие: мы отправили Ирану зенитные ракетные системы С-300. Они в первую очередь были предназначены для защиты атомной электростанции в Бушере. Она строилась почти 12 лет с помощью России. Вот именно ее как важный ядерный объект хочет уничтожить Израиль. Он не раз выступал с угрозами подвергнуть жизненно значимые центры Ирана ракетно-бомбовым ударам. Израильтяне даже придумали для этого повод: якобы Иран в секрете от мирового сообщества создает свое ядерное оружие.

— А как относиться к нашумевшей информации по вопросу поставки России Ираном боевых БПЛА?

— Вообще нет подтверждения, что была некая сделка между РФ и Ираном по передаче БПЛА. Некоторые мои коллеги предположили, что таким образом западные спецслужбы запустили «утку». Нужно же было оправдать поставку украинскому режиму более совершенных систем ПВО, РЭБ и ЗРК для борьбы с Россией.

В этой версии логика есть. Такая информационная война способна реально повлиять на ход текущих боевых действий. По крайней мере «просочившиеся» сведения о поставке Ираном России крупной партии беспилотников полностью отвечают интересам Зеленского. Он ведь просит оружие по всему миру и кричит, что Россия мобилизует против Украины весь международный терроризм. Якобы мы пытаемся вовлечь в спецоперацию третьи страны, например Иран, Северную Корею, страны Латинской Америки. Так что «сенсацию» с БПЛА без всяких секретностей можно считать провокацией в пользу Киева. Короче: «Спасайте Украину!»

Кстати, в Иране довольно много молодежи, желающей вступить добровольцами в ряды вооруженных сил ЛНР–ДНР. Аналогичная ситуация и в Сирии. Само сирийское руководство признало эти республики. Оно готово устанавливать с ними дипломатические отношения, а значит, и налаживать международное военное сотрудничество.

И да, еще раз вернусь к тому нашумевшему сообщению двухнедельной давности из журналистских кругов Ливана о том, что Иран в рамках уже подписанного контракта якобы уже поставил для нужд ВС РФ 1000 БПЛА типа «Шахед-129» или даже «Шахед-191». Вот этот факт не признали ни Тегеран, ни Москва. Единодушное экспертное мнение гласит, что пока хотя бы один беспилотник указанных типов не будет сбит на поле боя на Украине, любую информацию о поставке иранских дронов России можно считать фейковой.

— Так в итоге превратится ли «фейк» в оружие?

— На днях прошли официальные сообщения, что подписано соглашение о промышленной кооперации между Ираном и Россией. Мы можем резко увеличить число совместных предприятий, в том числе и военных. То есть теперь вместе «клепать» можно все: от самолетных запчастей до космических аппаратов. Любое вооружение. Взаиморасчеты — только в национальных валютах. Также открыта дорога к взаимообмену комплектующими, в том числе и радиоэлектроникой. Так что беспилотники в этом ракурсе — частный случай. Их производство подпадает под промкооперацию.

Наше военное сотрудничество с Ираном не составляет гостайны. А вот чего и сколько — секрет.

— Тогда как вы оцениваете потенциальные возможности такой сделки и насколько иранские дроны могли бы повлиять на ход спецоперации на Украине?

— Несомненно, применение БПЛА — важнейший фактор проведения современных войсковых операций. Это подтвердили боевые действия в Сирии и сейчас на Украине. Правда, оборонный комплекс России последние два десятилетия больше уделял внимание развитию высокоточных ракетных систем, особенно гиперзвукового оружия, систем ЗРК, бронетанкового вооружения, чем развитию своего парка БПЛА. Хотя работы велись и в этом направлении.

У нас есть свои беспилотники типа «Орион», «Охотник», от малых разведывательных до более мощных ударных дронов. Я могу подтвердить, что да, мы обмениваемся с иранскими военными коллегами технологиями в области производства беспилотников. В Иране их накопилось предостаточно.

— Почему иранские БПЛА типа «Шахед-129» пользуются спросом? В чем их особенность? Какие у них характеристики? Нечто подобное в других странах есть?

— Иранские беспилотники, о которых идет речь, — не представители самых современных военных технологий. Это некие аналоги американских и французских боевых дронов. Главное, что иранцы для их монтажа используют комплектующие исключительно национального производства. Это значительно удешевляет себестоимость изделий. Значит, покупать их выгодно, особенно массово.

По характеристикам БПЛА «Шахед-129» и «Шахед-191» - дроны разного класса. 129-й дрон имеет бомбовую нагрузку в несколько десятков килограммов, может быть в полете до полутора-двух часов. А 191-й дрон может нести боезапас до 400 кг и находиться в воздухе до 14 часов. Конечно, аппараты таких типов могли бы оказать существенную поддержку войскам РФ в ходе СВО на Украине.

— Почему иранцы обогнали нас в беспилотной индустрии? Конструкция и начинка последних моделей дронов у иранцев считается секретной. Они могут поделиться секретами с Россией?

— Да, Иран в пятерке международных лидеров по производству, а главное — по качеству электронных беспилотных систем. Второе достоинство — это низкая себестоимость. Начинка дронов для специалистов — не секрет. Но некоторые технологические особенности и электронные программы — закрытые сведения. В тех областях военного сотрудничества, где мы взаимодействуем с иранцами, — тайн нет.

— Что за модель иранского дрона «Абабиль-2»? Его будут производить в Таджикистане. Как такое возможно, ведь США уже и туда забрались, проводили в Таджикистане учения. А могут ведь узнать и секреты конструкции этого БПЛА.

— Это модель малого дрона — корректировщика огня для засечки целей и фиксации результатов нанесения ракетных и артиллерийских ударов. Время полета «Абабиль-2» 40–60 минут. Этого достаточно для выполнения задач в радиусе и в зоне огня многих огневых систем. Для себя Иран считает такие БПЛА устаревшими образцами, поэтому может передавать технологии их изготовления другим странам, тем более дружественным, например Таджикистану. Попытки США заигрывать с Таджикистаном пока особого стратегического значения для Ирана и России не имеют. Производство малых дронов тут вообще не идет в счет.

— Как объяснить бурно-негативную реакцию стран-противников Ирана на его быстрое сближение с Россией?

— У Запада сейчас земля уходит из-под ног. С усилением размежевания на планете сил мира и войны идет разрушение однополярной модели на геополитической арене. Старые колониальные и неоколониальные державы трясет не по-детски.

В этих условиях жизненно важные и оборонные потенциалы Ирана и России только усиливаются. Военная мощь Ирана не может не настораживать извечных врагов Тегерана. Шутка ли — 80-миллионный Иран может легко поставить по мобилизации под ружье почти 50 миллионов своих граждан. Поэтому враги Ирана уже давно не замышляют против него каких-то актов агрессии. Любая военная авантюра против Ирана практически обречена на провал. Здесь решающим фактором даже не является наличие у США и Израиля ядерного оружия. Таковы реалии времени.

— Не поэтому ли Иран стремится при удобном случае продемонстрировать свою военную силу?

— Иран стремился и будет стремиться показать свои мускулы. В ВС Ирана сейчас прекрасные средства доставки обычных боеголовок, включая баллистические ракеты средней и большой дальности. Иран регулярно проводит запуски, испытания своих ракет, в том числе и в космос.

Буквально две недели назад иранцы с помощью российской ракеты запустили искусственный спутник связи. В западной прессе тут же высказали догадки, что этот спутник предназначен для обеспечения войск РФ на Украине. По крайней мере, ни одна из сторон — ни наша, ни иранская — не опровергли эту информацию. Что ж, военное сотрудничество должно служить целям обороны.

Ну и, наконец, Иран стал все чаще поддерживать идею совместных с нашими вооруженными силами учений. Как, например, сейчас решается вопрос о маневрах сил флотов России, Китая и Ирана близ берегов Венесуэлы. Все стороны единодушно считают это достойным ответом на бряцание оружием США и других стран НАТО на европейском театре военных действий. Кстати, свежая новость. Армия Ирана начала крупномасштабные военные учения с использованием более тысячи беспилотников. Будут задействованы десятки моделей новейших разведывательных и боевых аппаратов. Масштаб охвата: стратегические воды Персидского залива, Оманского моря, «все четыре уголка страны» и ее центральная часть.

— Вопрос к вам как к политологу. Может, он выходит за рамки интервью о сотрудничестве Ирана и России. Но все же — каковы перспективы противостояния сил мрака и света, сил войны и мира на нашей планете? Удастся ли предотвратить третью мировую, которая может стать ядерным конфликтом?

— Буду исходить из общей позиции Ирана и России по вопросам глобализации и поляризации процессов в мире. Несмотря на некоторые расхождения, геополитические точки зрения Тегерана и Москвы очень близки или полностью совпадают.

Мы считаем, во-первых, что чем дальше, тем более резко и отчетливо идет разделение сил в мире. Иран, например, стремится к активному членству в ШОС и ОДКБ, где ключевая роль принадлежит России.

Но на Земле еще много стран, зависимых от бывших метрополий, от тех же США. Это отчетливо видно на примере ООН. Эта организация стала практически бесполезной для решения на планете судеб мира и войны. Так категорически считают, например, в Иране.

Подавляющее число стран — членов ООН так или иначе зависят от США, их западных союзников. Вот именно от того, как и когда большинство стран превратятся из «попутчиков» в «союзников» России, в наших настоящих «партнеров», и будет зависеть судьба мира на Земле. Вот тогда и отпадет вопрос о возможности развязывания Третьей мировой войны.

— Я знаю, вы часто посещаете Иран. Какое сейчас отношение иранского народа к русским?

— Приведу лишь один пример, и все станет понятно. Шесть лет назад я был в иранском городе Тебризе и разговаривал с местными стариками. Многим из них уже под 90 лет и больше.

Так вот, они прекрасно помнят события 1941–1942 годов. Гитлеровские нацисты в то время имели большое влияние на официальный Тегеран. СССР и Великобритания тогда вынужденно ввели войска на территорию Ирана. Иначе германские нацисты могли перетянуть Ближневосточный регион на свою сторону. Так вот, иранские старики вспоминают русского солдата с благодарностью и теплом. Наши полевые кухни, ароматную солдатскую кашу и душевное отношение русских солдат к местному населению — это врезалось в их память, которая до сих пор свежа.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах