Партсъезд в Пекине происходит не в самое лёгкое для Китая – и, в частности, для Си Цзиньпина – время. Председатель КНР как никогда сталкивается с масштабными политическими проблемами, в том числе с ослабевшей из-за пандемии экономикой, ухудшением отношений с США и строгой политикой «нулевого COVID».
Ожидается, что Си будет вновь утвержден на посту главы государства на третий срок, что считают беспрецедентным событием для современного Китая.
Как пишет The Guardian, на съезде будет объявлен новый состав высшего руководства КПК, поскольку Си укрепляет свою власть в партии и свою позицию самого могущественного китайского лидера со времён Мао Цзэдуна.
По информации государственной телекомпании CCTV, партийный форум, который проводится раз в 5 лет, будет «чрезвычайно важным», а подготовка к будущему мероприятию «идёт гладко». Заключительное заседание нынешнего комитета состоится в Пекине 9 октября, говорится в сообщении.
Около 2300 делегатов Коммунистической партии со всей страны соберутся в Пекине, чтобы выбрать членов ЦК, состоящего примерно из 200 человек.
Вслед за этим Центральный комитет проголосует за Политбюро из 25 человек и его влиятельный постоянный комитет – высший руководящий орган Китая, находящийся на вершине власти и состоящий из 7 человек.
В западных СМИ утверждается, что голосование носит в основном формальный характер: иерархия политбюро и постоянного комитета, скорее всего, определяется заранее. В частности, эксперт по китайской политике и доцент Национального университета Сингапура Альфред Ву Мулуан в разговоре с The Guardian отметил, что состав высшего руководства, скорее всего, был определён во время секретного «конклава» лидеров Компартии, прошедшего в августе.
Зарубежные аналитики не предвидят каких-либо сюрпризов на съезде КПК. Ни у кого не возникает сомнений и по поводу того, что Си Цзиньпин будет избираться на третий срок. Эксперты также предполагают, что действующий президент КНР будет удостоен почётного титула «великий лидер». Ранее термин использовался только для обозначения Мао Цзэдуна. После него никто из правителей Китая не удостаивался такого почётного звания.
Надо отметить, что в официальной газете «Жэньмин жибао» по отношению к Си уже используется термин «народный лидер».
Российский востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов, комментируя шансы китайского лидера на переизбрание его на новый срок, также не сомневается в том, что это произойдёт:
– Практически сто процентов, что он будет переизбран на третий срок. В известной степени, это будет небольшая революция, поскольку все предыдущие лидеры избирались только на два срока. До него находился на своём посту более двух сроков только Мао Цзэдун. Никаких подвижек к тому, чтобы его не переизбрали или была бы какая-то партийная позиция по этому поводу, нет. Сейчас мы никаких подобных попыток не видим. Поэтому он, конечно, будет переизбран.
Задачи, которые ставит Си Цзиньпин на будущий срок, глобальны, как и его решение оставаться лидером долгое время:
– Во-первых, это безусловное международное лидерство Китая при сохранении позитивных темпов роста, – комментирует Алексей Маслов стоящие перед Си задачи. – Сейчас эти темпы хоть и упали, они всё равно в плюсе, а не в минусе. Во-вторых, безусловно, технологическое лидерство Китая. В-третьих, Китай как относительно независимая страна (независимость от американских технологий, от финансов США). И здесь ему придётся много что объяснить своим партийным товарищам. Первое – почему при начале его управления не было серьёзных конфликтов с США, а сейчас это столкновение прямое. Второе – почему он не только не смог урегулировать тайваньский вопрос, а раздул его. Третье – почему идёт заметное падение темпов роста. То есть, для каждого из этих факторов есть объективное объяснение, но вместе они создают конфликтную ситуацию. Сейчас самое интересное – какие объяснения он даст, будет ли он говорить о глобальной повестке или о внутрипартийных проблемах. Для нас ещё очень важно, будет ли он называть основных партнёров и оппонентов Китая. Прозвучит ли США в плане страны, которая является оппонентом, а Россия – партнёром, или он вообще не будет называть никаких стран.
Возможность президента переизбираться на третий срок не была доступна китайским лидерам до 2018 года. Именно в этом году Си отменил ограничение на два президентских срока, которое было установлено ещё в 1980-х годах Дэн Сяопином. Целью этого ограничения было предотвращение возможного появления новой диктатуры.
Решение действующего главы КНР открыло для него возможность оставаться лидером хоть всю жизнь.
Некоторые аналитики даже предсказывают, что на съезде Си Цзиньпин постарается сократить название своей официальной политической философии в уставе партии до более лаконичного «Мысль Си Цзиньпина», что поставит его буквально на один уровень с Мао Цзэдуном.
– Мы не можем оценивать Китай в западных терминах, – поясняет Алексей Маслов. – В КНР есть некоторая национальная традиция. Мы пока не видим, что народ утомился от Си Цзиньпина, мы не видим усталости. Пока он предлагает что-то и нормально объясняет, он будет довольно устойчивой фигурой. Будет ли усиление того, что мы можем назвать автократией? Думаю, что нет. Единственное, что мы увидим – усиление идеологического фактора, в том числе целый ряд возможных ограничений, даже интернета и форматов поведения в обществе. Но сказать, что Китай внезапно превратится в какую-то феодальную диктатуру – этого, конечно, не произойдёт.