МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Британский авианосец Prince of Wales позорно сломался

«На российских боевых кораблях таких случаев никогда не было»

«Принц Уэльский» оконфузился. Нет, на сей раз не потомок британской королевской фамилии, а гордость Королевского военно‑морского флота – новейший авианосец HMS Prince of Wales. Он сломался, едва отправившись на учения в США

О том, что могло случиться с британским авианосцем, «МК» рассказал капитан 1-го ранга в запасе Владимир Гундаров.

Фото: AP

Пока точно известно, что, выйдя из Портсмута и отправившись на учения в США, «принц» тут же, у британских берегов, сразу застрял, не сумев двинуться дальше. Об этом сообщила английская газета The Daily Telegraph со ссылкой на представителя Королевского ВМФ, объявившего, что у «Принца Уэльского» возникли механические проблемы. Какие именно, он не уточнил.

Ну как тут не вспомнить российский авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» - в простонародье «Кузя»! Как только ни потешались над ним англичане, когда примерно в тех же местах, во время прохода по Ла-Маншу, за ним потянулись клубы черного дыма. Эти фото и видео обошли все мировые СМИ. Больше всех глумились англичане: и старый-то он, и допотопная рухлядь, и что ему пора на металлолом…  

Ну да, «Кузю» после распада Союза не в лучшем состоянии чудом спасли энтузиасты, выведя с Украины от причальной стенки николаевского завода в Мурманск. Но, как бы там ни было, а черный дым, который бывает, тянется за «Кузей» из-за остатков несгоревшего топлива в момент запуска главной энергетической установки, не мешает ему выполнить боевую задачу. А вот поломка на Prince of Wales очень даже может. 

Было, к примеру, заявлено, что британец со своими самолетами F-35 и беспилотниками на борту должен стать звездой в рамках совместной американско-британо-канадской миссии по «формированию будущих операций с использованием самолетов-невидимок и беспилотников у побережья Северной Америки и в Карибском бассейне». Но у «звезды» случилась «звездная болезнь». Теперь Prince of Wales в ожидании помощи стоит на якоре у острова Уайт в проливе Ла-Манш.

Причем такие болезни с «принцем» случались уже не раз. Вот что об этом рассказал «МК» Владимир Гундаров:

- «Принцу Уэльскому» не повезло с самого начала. Его ввели в эксплуатацию «под ёлочку» в декабре 2019 года. Видимо, англичане, как и россияне, тоже любят, закрывать год победными рапортами и премиями. Торопились отрапортовать и что-то не доделали.

В результате уже через полгода у гордости Британского флота на ходовых испытаний произошёл разрыв уплотнения трубы. Вылилось много воды и затопило несколько палуб, после чего несколько месяцев он простоял в ремонте. В октябре 2020 года история повторилась. Тогда из строя вышли электрические кабель-трассы. Корабль снова отправили на полгода в ремонт.

На сей раз, говорит Гундаров, якобы, произошло повреждение гребного вала правого борта. Почему? Сказать трудно – пока мало информации. Возможно, был плохо закреплён сам вал или произошел перегрев сальников – причин много. Не исключен и человеческий фактор – низкая профессиональная подготовка личного состава.

- Припоминается случай, - рассуждает Гундаров, - который очень не любят вспоминать американцы. Он произошёл в 1992 году с ракетным крейсером США «Йорктаун» (USS Yorktown) во время его визита в главную базу Северного флота – Североморск. Он зашёл в Кольский залив, принял на борт российского лоцмана, произвёл салют наций, красиво подошёл к назначенному для стоянки причалу, ошвартовался… А потом российские водолазы полдня ползали по дну Кольского залива в поисках лопасти от его гребного винта. Американцы умудрились потерять ее при полном штиле в закрытом заливе. Наши моряки лопасть нашли, подняли и доставили на «Йорктаун», сделав вид, что так и должно быть во время официальных визитов. Они все-таки – вежливые люди.

При этом эксперт отмечает, что гребные валы и винты лишь на первый взгляд кажутся самой простой деталью корабля. На самом деле это высокотехнологичный продукт.  Их производство – целое искусство, сопряжённое с государственными секретами. 

- В многочисленных репортажах о спуске на воду очередной атомной подводной лодки, - напоминает Гундаров, - вы никогда не увидите гребной винт. Он всегда надёжно закрыт брезентом от посторонних глаз, так как конструкция и конфигурация его лопастей – военная тайна. То же касается и производства гребных валов. Так что британцам и американцам есть, чему поучиться у России. По крайней мере на российских боевых кораблях ещё не было случая потери гребного винта или заклинивания гребного вала. Надеюсь, и не будет. В этом вопросе наша марка «Made in Russia» – это все еще мировой Знак качества.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах