Владимир Путин уже несколько лет не был в отпуске. Однако в августе в его графике становится меньше крупных мероприятий и преобладают встречи с губернаторами, подавляющее большинство из которых проходят в онлайн-формате. Если за весь июль президент провел пять таких встреч, то за три недели августа — уже восемь. В первую очередь такая динамика объясняется приближением Единого дня голосования: подавляющее большинство собеседников Путина находятся в статусе врио и будут принимать участие в выборах губернаторов 11 сентября. (Напомним, что в 2022 году прямые выборы глав регионов состоятся в 14 субъектах.)
Сценарий «предвыборных» встреч хорошо известен и многократно отработан на практике: врио губернатора после рассказа об успехах озвучивает насущные потребности региона (обычно это строительство социальных, транспортных или инфраструктурных объектов), а Владимир Путин либо сразу соглашается выделить деньги, либо говорит, что попросит правительство отозваться на просьбу. Кроме того, президент дает наказы кандидату, на что нужно обратить внимание в дальнейшей работе. В этом году эти наказы были довольно необычными для ВВП, который, как правило, задает общий вектор, не углубляясь в детали. В двух случаях — на встречах с врио губернаторов Кировской и Владимирской областей — он поднял тему алкоголизации населения. В Кировской области эта проблема, по словам Путина, прежде всего актуальна для моногородов. А во Владимирской области, где диагноз «алкоголизм» ставят в 2,6 раза чаще, чем в среднем по стране, — для всего региона. «Это много», — посетовал Путин. Спустя пять дней на встрече с врио главы Томской области Владимиром Мазуром президент обратил внимание на другую «язву» современного общества — высокую заболеваемость ВИЧ.
Следует отметить, что все региональные чиновники, судя по выражению лиц, были застигнуты врасплох замечаниями главы государства и не смогли поддержать диалог на предложенную тему. Г-н Авдеев, услышав печальную статистику, просто кивнул головой и пробормотал «согласен», после чего Путин рассказал, что запретами, а также подъемом цен и акцизов в борьбе с алкоголизмом ничего добиться нельзя. Нужно, во-первых, развернуть пропаганду здорового образа жизни. Во-вторых, развивать инфраструктуру для занятий спортом. И в-третьих, подключить здравоохранение, чтобы решать проблему комплексно. «Принято, Владимир Владимирович. Спасибо большое», — отозвался Авдеев. Примерно так же на предложение «не запихивать под ковер» проблему алкоголизации жителей моногородов отреагировал врио губернатора Кировской области. «Спасибо, Владимир Владимирович. Да, моногорода в повестке», — сказал Александр Соколов. Что касается Владимира Мазура, то он вместо проблематики ВИЧ попытался перевести разговор на более понятную для себя тему — о реконструкции инфекционной больницы. Но президент этот маневр моментально пресек. «Вы должны знать, что проблема ВИЧ-инфекции в Томске требует особого внимания», — повторил обескураженному собеседнику Путин.
Такое внимание к проблемам, которые раньше считались маргинальными, действительно «запихивались под ковер» и публично на уровне главы государства не озвучивались, может свидетельствовать об обеспокоенности Путина демографическими показателями. Несмотря на отдельный нацпроект и внушительную финансовую поддержку, рождаемость в РФ продолжает падать (в первом полугодии 2022 года — минус 6,3%), а смертность остается на высоком уровне, в том числе за счет вклада алкоголизма, наркомании и ВИЧ. В регионах прогнозируют, что замечания главы государства не останутся без последствий: борьбу с этими «недугами» Кремль может включить в число KPI, по которым Администрация Президента определяет эффективность работы местных администраций.