Эстония сегодня в полночь запретила гражданам РФ въезд на свою территорию со эстонскими же визами — шенгенскими штампами, выданными визовыми центрами Эстонии. Процесс начался с 15 июля, когда Россия со своей стороны открыла сухопутные рубежи, и через них в страны Прибалтики хлынули российские туристы и челноки.
- Про туристов сразу начали говорить — мол, да они не к нам все равно, а автобусом в таллинский аэропорт, - делится житель приграничного района Эстонии, имеющий родню на российской стороне, - на запад. А нас потом западная Европа, если что, крайними и сделает, что выдали им визы. Под этим соусом народ поддержал. Хотя лично мне и родне это неудобно. И вообще я считаю, что обычные туристы тут ни при чем.
Эстонский премьер госпожа Каллас и впрямь почти сразу после открытия наземной российско-эстонской границы заявила, что «посещение Европы является привилегией, а не правом человека» и даже написала об этом пост в соцсети: «Авиаперелет из России закрыт. Это означает, что в то время как страны Шенгенской зоны выдают визы, соседи России несут бремя (Финляндия, Эстония, Латвия - единственные точки доступа). Пришло время покончить с туризмом из России». К чему тут же и призвала все европейские страны.
Но первыми подхватили клич именно «точки доступа» - экс-советские прибалтийские республики, каждая на свои условиях, так как по законам ЕС лишать доступа на основании гражданства незаконно. Латвия, к примеру, открыто собралась аннулировать собственноручно выданные визы и ВНЖ, но Эстония вышла из положения хитрее. Как заявил ее министр иностранных дел Урмас Рейнсалу, уже выданные визы не станут считаться недействительными, просто «к их обладателям будут применяться санкции в виде недопуска в Эстонию». Также министр напомнил, что Таллин планирует «обсудить этот вопрос на уровне ЕС и добиваться введения общеевропейских санкций против туризма из России».
Финские чиновники, посовещавшись вчера «без галстуков», приняли решение и разъяснили утвержденный в результате «визовый механизм для россиян». С 1 сентября в финских визовых центрах на территории РФ для заявлений россиян на визу будут доступны 500 слотов (временных интервалов) в день, из них для туристов лишь 20% (100 окон), а остальные для тех, у кого в Финляндии работа, учеба, родственники и «гуманитарные миссии» - похороны или визит к умирающему.
При этом в финские дипломаты уточняют, что «каждое заявление на получение визы будет обрабатываться индивидуально, и на время и результат обработки, помимо прочего, влияют указанная цель поездки и набор документов». В среднем после введения ограничений — то есть, с 1 сентября — срок оформления финской шенгенской визы станет составлять около 5 месяцев».
- Сейчас слоты на подачу документов в финские визовые центры есть на первую половину октября, а выход визы обещают в конце октября, - поясняют разницу в столичной турфирме. - А с 1 сентября выход визы будет через 5 месяцев — то есть к апрелю. Но это, прямо скажем, издевательство: у всех необходимых для визы документов срок действия максимум 3 месяца и за «время обработки» они, конечно, будут противоречить принципам ЕС, так как у них истечет срок годности.
- Лучше сразу понять, что финны хотят сказать между строк: визу вы не получите. По крайней мере, не от нас, - советует визовый посредник. - Но не потому, что вы россиянка (это противоречит принципам свободы и толерантности), а потому что у вас «индивидуально» обнаружат нарушения в цели поездки или в документах.
О своем намерении присоединиться к запрету на въезд всех категорий россиян, а не только туристов, на территорию ЕС в среду объявила и Польша. В лице своего министра иностранных дел Варшава заявила на встрече с литовским коллегой, что «в идеале запрет должен быть решением европейского уровня, которое просто отменило бы действие уже выданных россиянам виз, и все должны прекратить их выдачу».
А вот в западной части Европы, наоборот, сомнения. Так англоязычный наблюдатель Уильям Наттрасс, работающий в Праге, накануне заявил в интервью американской прессе, что «идея запретить въезд в Европу для всех россиян не выдерживает критики и лишь подчеркивает неспособность ЕС повлиять на Путина», а также больше похожа на «дешевый пиар-удар, чем на практическую помощь Украине».