МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Иран дал ответ на ядерную сделку: туман пока не рассеялся

О возможности возрождения СВПД поступают противоречивые сигналы

Иран предоставил ответ на проект ядерной сделки. Тегеран по-прежнему обеспокоен экономическими гарантиями и ослаблением международных санкций. В то же время западные источники говорят о том, что до заключения сделки рукой подать.

Фото: Global Look Press

У Ирана все еще есть сомнения по поводу проекта соглашения о возрождении ядерного соглашения 2015 года, которое он заключил с мировыми державами, заявили в понедельник иранские и западные официальные лица. Как отмечает Politico, это стало последним признаком того, что переговоры о восстановлении «ядерной сделки» могут затянуться далеко за пределы того, что некоторые ранее называли крайним сроком в понедельник.

Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахян заявил, что его страна надеется поделиться своими «последними мыслями» с европейскими официальными лицами к концу дня.

По словам одного высокопоставленного западного чиновника, иранский ответ был получен ЕС в понедельник вечером по брюссельскому времени. Ответ в основном сосредоточен на нерешенных вопросах, связанных с санкциями и гарантиями, связанными с экономическим взаимодействием. В течение последних нескольких месяцев Иран постоянно требовал гарантий того, что он сможет воспользоваться экономическими выгодами от возобновления сделки.

По словам того же чиновника, иранский ответ не содержит каких-либо дополнительных требований в отношении расследования Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) происхождения многочисленных следов ядерных материалов, обнаруженных инспекторами МАГАТЭ на различных объектах в Иране в прошлом. Тегеран возражает против расследования и настаивает на том, что ядерная сделка может быть восстановлена ​​только в том случае, если это расследование МАГАТЭ будет закрыто раз и навсегда.

ЕС разработал предложение, которое позволит это сделать, если МАГАТЭ подтвердит, что Иран предоставил достоверные ответы о происхождении следов урана до так называемого дня повторного внедрения — дня, когда ядерная сделка вступит в силу. Но это предложение также позволит Ирану заблокировать день повторного внедрения, если расследование останется открытым.

Нет окончательного подтверждения того, что Иран принял эту предложенную ЕС сделку по расследованию гарантий МАГАТЭ, но, по крайней мере, в текущем ответе об этом больше не упоминается.

Заявление главы иранского МИДа прозвучало после того, как Высший совет национальной безопасности Ирана провел внеочередное заседание в понедельник днем ​​под председательством президента Исламской Республики Эбрагима Раиси. На встрече главный переговорщик по ядерным вопросам Ирана Али Багери Кани представил подробный отчет о ядерных переговорах, сообщает Nour News, веб-сайт, связанный с Высшим советом национальной безопасности Ирана.

Полученный ответ свидетельствует о том, что Тегеран хочет продолжить переговоры по некоторым аспектам проекта текста и не дает окончательного ответа о том, принимает он или отвергает соглашение, представленное ЕС неделю назад в Вене.

Тем не менее, по словам западного чиновника, иранский ответ не звучит «слишком подстрекательски».

Как напоминает Politico, дипломаты из Великобритании, Франции, Германии, Ирана, России, Китая и Соединенных Штатов в течение 16 месяцев периодически проводили переговоры в австрийской столице, пытаясь возродить иранскую ядерную сделку 2015 года или Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).

Переговоры проходили при посредничестве Энрике Мора, высокопоставленного чиновника ЕС, ответственного за иранское ядерное досье. Мора мотался между главным переговорщиком США, специальным посланником Робертом Малли, и его иранским коллегой Али Багери Кани, потому что Иран по-прежнему отказывается разговаривать с США напрямую.

Соединенные Штаты также рассматривают проект текста, представленный ЕС на прошлой неделе. Роберт Малли сказал PBS в пятницу: «Мы очень внимательно рассматриваем текст, чтобы убедиться, что он соответствует очень четкому указанию президента о том, что он подпишется только на сделку, которая соответствует интересам национальной безопасности США».

Малли ранее сказал, что США «готовы вернуться к соблюдению ядерной сделки, если Иран сделает то же самое. И для нас очень ясно, что это означает с точки зрения ослабления санкций, которые мы должны предложить, и тех шагов, которые Иран должен предпринять, чтобы свернуть свою ядерную программу».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах