МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Отчитаться за каждое вето: что изменит реформа ООН

Эксперты считают, что «наименее плохим вариантом представляется оставить всё как есть»

11 августа состоялось заседание Совета Безопасности ООН, созванное для обсуждения ситуации вокруг Запорожской АЭС. Ход дискуссии ещё раз продемонстрировал наличие серьезных разногласий между Россией и странами Запада. А в сентябре в Нью-Йорке должна пройти 77-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. В обширной повестке дня которой есть и вопрос о повышении эффективности работы Совета Безопасности. Решения этого органа должны исполняться всеми странами - членами ООН, но вот принятие согласованных решений по широкому кругу вопросов в нынешней обстановке - дело практически невозможное. 

«МК» поговорил с экспертами о том, реально ли сейчас провести содержательную реформу Совбеза и сделать его более работоспособным.

Организация объединенных наций была создана в 1945 году странами-участницами антигитлеровской коалиции специально для поддержания мира, безопасности и развития сотрудничества между разными государствами в самых разных областях. 193 члена ООН - это подавляющее большинство всех имеющихся сейчас в мире независимых государств. Одним из постоянно действующих органов ООН является Совет Безопасности, решения которого обязательны для всех вошедших в организацию стран. Он состоит из 15 членов: пять постоянных (США, Россия, Китай, Франция и Великобритания) и 10 «непостоянных», которые меняются через два года. Постоянные члены Совбеза вправе заблокировать принятие любого решения. Преодолеть это вето Генассамблея не может.

Советский Союз, а потом и Россия за 77 лет существования ООН неоднократно пользовались правом вето, а после 2007 года Россия вообще стала рекордсменом по числу заблокированных резолюций среди постоянных членов Совбеза (в прошлом веке пальма первенства принадлежала США). После начала военной спецоперации на Украине ситуация в Совете Безопасности, да и в ООН в целом, обострилась. После того, как Россия заблокировала принятие резолюции СБ, осуждающей её действия (Китай, Индия и ОАЭ воздержались при голосовании, остальные члены СБ проголосовали «за»), в конце апреля 2022 года Генассамблея ООН без голосования приняла предложенную Лихтенштейном ещё два года назад и поддержанную несколькими десятками государств (США в том числе) резолюцию: она предполагает обязательный созыв Генассамблеи в течение 10 дней после того, как какой-то из постоянных членов Совбеза заблокирует принятие какого-то решения. Зачем? Чтобы провести дискуссию по данному вопросу, вызвавшему разногласия среди «пятерки», выяснить, что думает большинство стран мира. Представитель воспользовавшейся правом вето страны получит возможность первым выступить с обоснованием своей позиции, и сможет отстаивать её перед всеми странами - членами ООН. Не захочет - принятое решение обсудят без его участия…  России эта резолюция не нравилась. Китаю, Индии и Бразилии тоже. 

Ещё одна давно и безуспешно обсуждающаяся реформа - увеличение числа постоянных членов Совета Безопасности.

Изменит ли принятая в апреле резолюция что-то в работе Совета Безопасности ООН, сделает ли она его более договороспособными его постоянных членов? Какая реформа была бы разумна и возможна в нынешней ситуации? И не исчерпала ли ООН в целом свой ресурс? «МК» поговорил об этом с опытными российскими дипломатами.

Сергей ОРДЖОНИКИДЗЕ, в 2002-2011 года - заместитель Генерального секретаря ООН: 

«О каких только реформах ООН и Совета Безопасности мы не слышали за последние годы… Какие-то изменения в Устав ООН и правда, вносились, но это было возможно только на основании достигнутого согласия - так, например, был увеличен состав Совета Безопасности (в 1963 году число непостоянных членов выросло с 6 до 10 - «МК».). Я считаю, что пора включить в состав Совета Безопасности ведущие развивающиеся страны мира - Латинской Америки, Азии и Африки, о чем тоже давно говорится. Мир-то другой, нежели он был в 1945 году, и несправедливо забывать, что существуют Индия, Бразилия, ЮАР. Но всё упирается в то, что Запад этого, естественно, не хочет, потому что у них в Совете безопасности сейчас большинство голосов: три голоса постоянных членов, плюс всегда в составе Совбеза ООН есть два государства от Западной Европы,  странным образом туда процентов на 90% всё время попадает Германия, а от Азии очень часто -  Япония… Их Запад и хочет сделать постоянными членами. 

Механизма, который позволил бы Генассамблее отменить решение Совбеза, даже после принятия резолюции Лихтенштейна нет и не может быть. Никогда ни мы, ни один другой постоянный член не согласится с подобной реформой, потому что тогда вообще не понятно, зачем нужен Совет Безопасности, который как раз и задуман для того, чтобы поддерживать баланс определенных сил. Поэтому я не думаю, что что-то интересное на эту тему будет рассмотрено в ходе ближайшей сессии.  

Вообще же ООН была эффективной только тогда, когда удавалось достичь согласия основных государств-членов, в этом случае появлялись договоры, соглашения в области контроля над вооружением, разоружения, прав человека, деятельности в космосе, на морских пространствах, в социальной области… А согласие было, когда были более-менее нормальные отношения между постоянными членами Совбеза, прежде всего между СССР, потом Россией, и США. В любом случае свои возможности ООН не исчерпала. Конечно, необходимо какие-то реформы и изменения провести. Но сейчас не то время, когда можно вообще что-то согласовать.

Но всё более-менее наладится. Постоянного мира и постоянной войны в международных отношениях не бывает никогда. Другое дело, что нынешний исторический период может быть не обязательно таким коротким, как нам всем бы хотелось…»

Андрей БАКЛАНОВ, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов:

«ООН и ее постоянный орган - Совет Безопасности, который по уставу предназначен вырабатывать рекомендации и контролировать потом решения в сфере безопасности - действуют сейчас неэффективно, и это вызывает неудовлетворенность. Но надо смотреть в корень, и дело не в организации как таковой, и не в том, что генсек ООН (Антониу Гуттериш, «МК».), на мой взгляд, слабый. ООН не функционирует в силу той позиции, которую занимает значительная часть государств-членов и часть постоянных членов Совета Безопасности - западные страны. Поэтому какие бы реформы не проводились, лучше ООН работать не станет. Думаю, что сейчас эффективная реформа ООН абсолютно не реальна. Мы, конечно, продолжим её обсуждать, но продвинуться вперёд к решению будет очень сложно.

Отдельно стоит вопрос о расширении состава постоянных членов Совбеза ООН. Но с учетом крайне неустойчивой, зыбкой ситуации в международных отношениях он тоже не может быть, к сожалению, решён, потому что нам не найти сбалансированного решения с нынешними постоянными членами, не достичь консенсуса. И сентябрьская сессия, очевидно, закончится в этом смысле тоже безрезультатно.

Что касается предпринимаемых попыток размыть роль Совбеза - они направлены на то, чтобы лишить нас возможности препятствовать принятию решений, которые навязывает механическое большинство Запада. Хорошо, что мы в 1945 году все-таки смогли добиться того, чтобы каждый из постоянных членов получил право вето. За Советом Безопасности закреплены ключевые вопросы, связанные с обеспечением безопасности и поддержания мира, это его прерогатива по Уставу ООН. Генассамблея может обсуждать все, что угодно, но ветировать или каким-то образом подправлять решения Совбеза она не может. Все такого рода предложения сведут к нулю эффективность ООН. Но мы пытаемся спасти эту организацию. В частности, два года назад было выдвинуто очень разумное предложение о проведении встречи пятерки постоянных членов Совета Безопасности для согласования в узком составе принципиальных вопросов…

Как специалист могу сказать: хорошего варианта реформирования ООН не просматривается, потому что его сейчас нет. А наименее плохим вариантом представляется оставить всё как есть. Любые попытки из лучших или худших побуждений что-то изменить приведут к краху.»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах