– Что сейчас происходит вокруг Тайваня?
– Ничего хорошего. Визит спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на остров, который Китай считает своей частью, привел Пекин в ярость и спровоцировал беспрецедентные военные учения, в ходе которых над столицей Тайбэем были запущены баллистические ракеты. Уже 5 августа китайские военные заявили, что провели воздушные и морские учения на севере, юго-западе и востоке Тайваня, чтобы проверить «совместные боевые возможности» своих сил.
Китайские военные самолеты и корабли репетировали нападение на Тайвань и 6 августа. Пекин прекратил переговоры по вопросам безопасности и другим вопросам с Соединенными Штатами.
Министерство обороны Тайваня заявило, что несколько китайских кораблей и самолетов в Тайваньском проливе пересекли срединную линию, неофициальный буфер, разделяющий две стороны, что тайваньские военные назвали имитацией нападения на остров. У восточного побережья Тайваня и недалеко от японских островов китайские военные корабли и беспилотники имитировали атаки на военные корабли США и Японии.
Армия Тайваня передала предупреждение и развернула патрульные силы и корабли воздушной разведки для наблюдения, при этом береговые ракеты были переведены в режим ожидания. Министерство обороны Тайваня также заявило, что поздно вечером 5 августа оно выпустило ракеты, чтобы предупредить семь беспилотников, пролетающих над его островами Цзиньмэнь, и неопознанные самолеты, пролетающие над его островами Мацу. Обе группы островов находятся недалеко от побережья материкового Китая.
Министерство обороны Японии тоже сообщило, что над столицей Тайваня пролетели целых четыре ракеты, что является беспрецедентным случаем. В сообщении также говорится, что пять из девяти ракет, выпущенных по его территории, приземлились в его исключительной экономической зоне.
– В США осознали, что ситуация оказалась в миллиметре от войны?
– Да, уже раздаются здравые голоса. Так, 5 августа в The National Interest опубликована статья профессора Гарвардской школы Кеннеди Грэма Т. Эллисона «Тайвань, Фукидид и американо-китайская война».
Эллисон пишет, что «самый быстрый путь к кровавой войне между Китаем и США лежит через Тайвань». По его мнению, если бы нынешний кризис, спровоцированный несвоевременной поездкой спикера палаты представителей Нэнси Пелоси и решительным военным ответом Китая, привел к столкновению китайских и американских военно-морских кораблей или самолетов, то даже «несчастный случай» мог бы стать искрой, которая разожжет большой пожар.
К счастью, продолжает Эллисон, американское и китайское правительства понимают, что горячая война станет катастрофой для обоих. Но, предупреждает он, к сожалению, история знает немало примеров, когда соперники, лидеры которых не желали войны, тем не менее оказывались перед судьбоносным выбором между принятием того, что они считали неприемлемой потерей, с одной стороны, и шагом, увеличивающим опасность войны, с другой.
– Что-то трудно заподозрить лидеров США в нежелании войны. И наверняка они считают, что борются за правое дело.
– А за какое же еще? Как говорил Михаил Жванецкий, добро всегда побеждает зло, кто победил, тот и добрый. Но они пытаются изобразить миролюбие. Байден, например, открестился от вояжа Пелоси, представив это как ее личную инициативу. Хотя и в это тоже верится с трудом. Если это так, то что у них творится?
На более широком историческом полотне, когда быстро растущая держава серьезно угрожает вытеснить крупную правящую державу, философствует Эллисон, соперничество чаще всего заканчивается войной. За последние 500 лет, отмечает политолог, было шестнадцать случаев такого фукидидовского соперничества. Двенадцать привели к войне. В каждом случае непосредственными причинами войны были несчастные случаи, ошибки и непреднамеренные последствия неизбежного выбора, когда один из главных игроков шел на повышенный риск, надеясь, что другой отступит. Но за ними скрывались основные структурные факторы, на которые обращал внимание Фукидид, объясняя, как два ведущих города-государства классической Греции уничтожили друг друга в Пелопоннесской войне. Как он писал: «Именно возвышение Афин и страх, который это вселяло в Спарту, сделали войну неизбежной».
По сути, речь идет о так называемой «ловушке Фукидида», которая чаще всего упоминается, когда говорят об американо-китайских отношениях. Этот термин популяризирован американским политологом, бывшим замминистра обороны США Грэхамом Аллисоном для описания явной тенденции к войне, когда новая, укрепляющая свои силы, держава угрожает вытеснить существующую великую державу в качестве международного гегемона. Фукидид в 5 веке до нашей эры описал Пелопонесскую войну между Афинами и Спартой, в ходе которой обе стороны буквально обескровили друг друга. Победила Спарта, но затем она стала жертвой фиванцев, которых, в свою очередь, разгромила Македония. Ловушка заключается в том, что соблазн стать гегемоном смертельно опасен для всех участников конфликта, что и доказывает мировой опыт.
Кстати, в 2018 году о «ловушке Фукидида» предупреждал и Си Цзиньпин.
– Насколько сегодня уместны аналогии с событиями, произошедшими две тысячи лет назад?
– А почему бы и нет? «Пелопонесская война» Фукидида обязательна для прочтения во всех военных академиях США. Сегодня Соединенные Штаты и Китай вовлечены в величайшее соперничество всех времен. Неизбежна ли в этой борьбе война за Тайвань? Эллисон напоминает, что пятьдесят лет назад, в 1972 году, когда Никсон и Киссинджер установили отношения с Китаем, разногласия между США и Китаем по поводу Тайваня, безусловно, были непримиримыми. Но государственные деятели продемонстрировали, что непримиримость не означает неуправляемость. Они создали основу стратегической неопределенности, которая обеспечила пять десятилетий мира, в течение которых граждане по обе стороны пролива видели больший рост своих доходов, здоровья и благосостояния, чем в любой аналогичный период их долгой истории.
– Что наиболее опасно в нынешней ситуации вокруг Тайваня?
– Особенно опасных факторов в противостоянии между Китаем и Соединенными Штатами из-за Тайваня сегодня три.
Во-первых, не только Си Цзиньпин, но и все китайское руководство и народ однозначно настроены против превращения Тайваня в независимое государство. Если Си и его команда будут вынуждены выбирать между признанием независимости острова и войной, которая уничтожит Тайвань и большую часть Китая, они выберут войну.
Во-вторых, то, что Уинстон Черчилль назвал «смертоносными течениями» во внутренней политике, в настоящее время широко распространено как в Соединенных Штатах, так и в Китае. Фундаментальная аксиома американской политики запрещает позволять серьезному конкуренту брать верх над собой в вопросе национальной безопасности. Таким образом, республиканские и демократические политики спешат доказать, кто из них может быть жестче по отношению к Китаю. Один из вероятных кандидатов в президенты Майк Помпео призвал США признать независимость Тайваня, и, учитывая динамику среди республиканцев, это, вероятно, станет общим пунктом в программе республиканской партии в ходе президентской кампании 2024 года.
В Тайбэе Пелоси объявила «торжественную клятву Соединенных Штатов… поддерживать защиту Тайваня». А на днях сенатор Боб Менендес, председатель комитета по международным отношениям от демократической партии, и сенатор Линдси Грэм, республиканский лидер по вопросам обороны, представили Закон о политике в отношении Тайваня. В нем предложено назначить Тайвань «крупным союзником, не входящим в НАТО», и выделить 4,5 миллиарда долларов на военную помощь.
В-третьих, считает Эллисон, хотя большинство американских политиков еще не осознали этого, военное соотношение в Тайваньском проливе изменилось за четверть века после последнего тайваньского кризиса. Местный баланс сил решительно изменился в пользу Китая.
Как публично заявил бывший заместитель министра обороны Роберт Уорк, «в самых реалистичных симуляциях и военных играх Пентагона, в конфликтах, ограниченных Тайванем, счет восемнадцать к нулю».
– То есть, США, как и демократические Афины, проиграют войну Спарте-Китаю?
– Эллисон уверен в том, что «в ядерной сфере нет никаких сомнений в том, что США могут стереть Китай с карты мира. Также нет никаких сомнений в том, что это не могло быть сделано без ответных ядерных ударов Китая, которые убили бы большинство американцев. У Китая теперь есть надежный ядерный арсенал, который создает состояние, которое участники «холодной войны» называют безумным: гарантированное взаимное уничтожение. В ядерной войне ни США, ни Китай не могут уничтожить друг друга, не уничтожив при этом себя».
– Очень глубокий и, главное, неожиданный вывод! Вы полагаете, это остановит заокеанских «афинян»?
– Боюсь, что нет. Ведь Тайвань – не причина возможной войны, а всего лишь повод для тех, кто сиюминутные политические интересы ставит выше жизни миллионов людей, которые могут погибнуть в ядерной войне. И, что важно, про «ловушку Фукидида» все чаще вспоминают и тогда, когда речь заходит про отношения США и России. И вновь США примеряют на себя роль Афин – таких же демократичных и эгоистичных, плюющих на интересы союзников и принуждающих их следовать в своем кильватере. И, скорее всего, их постигнет та же печальная участь. Две «пелопонесские войны» Америка не выдержит.