От таможенного пункта «Мариновка» на границе с РФ до Снежного всего полчаса езды на автобусе. Это глубокий тыл Донецкой Народной Республики. Поэтому весной и в начале лета, когда обстрелы Донецка достигли своего пика, многие семьи с детьми выбрали Снежное, как пункт временного пребывания. Снять квартиру здесь можно было по смешной даже для дончан цене – за 4-5 тысяч рублей, а то время, как в Ростове, например, аренда стартовала от 15 тысяч.
Кроме того, транспортное сообщение со столицей ДНР хорошо налажено, чуть ли не каждый час в Донецк катаются «бусики». Так и вышло, что к удивлению коренных снежнянцев, давно заросшие травой и абрикосами дворы заполнились детворой, а лавочки у парков облюбовали пестрые молодежные компании.
- А вы не местная, да? – осторожно интересуется у меня интеллигентного вида женщина, у которой я уточнила адрес офиса мобильного оператора.
Поясняю, что я-то из Донецка, но путешествие наше длится уже третий месяц.
- Что там, страшно еще у вас? – спрашивает с искренней болью в глазах. Она следит за сводками из столицы ДНР и в шоке от происходящего. И от обстрелов центра города, и от сотен мин, разбросанных по улицам.
- Бедные, досталось вам… Ну ничего, скоро все будет хорошо! Вон, смотрите, у нас уже школу ремонтируют! Это Самара взяла над нами шефство. Рабочие там то ли из Узбекистана, то ли таджики. Мы им помогаем. Вот тоже сим-карты покупали, им же надо держать связь с семьей.
В школе, на которую указала собеседница, действительно идет активный ремонт. Огромные старые деревянные окна грудой лежат у входа. Вместо них уже установлены новенькие пластиковые стеклопакеты. С другой стороны здания работает техника – делают крышу.
- У нас же тут ничего не было, никаких боев. Только страшно было, когда по Химмашу ударили (Снежнянский завод химического машиностроения - одно из крупнейших предприятий города). Я тогда неделю ходила ночевать к родителям в квартиру, очень страшно было засыпать в доме напротив завода. А сейчас, знаете, ходят слухи, что будут у нас развивать машиностроение! Вот знакомая моя работает, до этого одна смена была на заводе, а сейчас две или три.
Мы долго обсуждаем пережитое лично и подбадриваем друг друга. Прошло уже минут 20, а автобуса, который мы ждем, все еще нет. Оказывается, это норма для Снежного. А после 5 вечера уехать куда-то практически нереально.
Но мне необходимо попасть в центр. Там расположен единственный в городе офис республиканского оператора связи. И там же, как уверяет моя собеседница, рынок и куча магазинов.
По факту же, центр Снежного представляет собой более-менее оживленный перекресток, а магазины сгруппированы в торговом центре – одноэтажном здании с высокими ступенями, похожем на бывший ДК. Здесь несколько сетевых магазинов бытовой техники и одежды, супермаркет и торговые ларьки. Далее вдоль центральной улицы расположены магазины игрушек, канцелярии, салон красоты и комиссионка. Здесь же, прямо на лавочке под рябиной, девушка открывает маленькую коробочку, подаренную ей молодым парнем, и взвизгивает от счастья – а жизнь-то продолжается…
Вечером молодежь выходит на улицу гораздо активнее. Небольшие компании подростков собираются у входа в парк Комсомольский. Собственно, парк правильнее было бы назвать сквером, так как представляет он собой одну аллею с детскими площадками и лавочками по обе стороны. У входа светится магазин, работающий аж до 10 часов вечера – с 23:00 в Снежном, как и во всей республике, комендантский час. Ассортимент обычный для такого рода торговых точек: много алкоголя, сигарет и закусок, а детям – мороженое. Далее отдыхающие распределяются по скамейкам парка. В глубине светится тир – там даже есть посетители. И детский аттракцион «Рыбалка». Все остальное не работает с 2014 года. Огромный батут сдут и уныло лежит рядом с волейбольной площадкой. Она тоже пустует днем и вечером. Завершает развлекательную зону парка «жигуленок» с музыкой. Возле него собралась компания.
В остальной части города уже в 8 вечера улицы пусты. Ни музыки, ни шума, только гул самолетов – битва за Донбасс продолжается в нескольких десятках километров отсюда.
Сажусь писать статью и слышу голоса в дворе: компания подростков поет что-то знакомое… «Ррра-ссия! Ррра-ссия! В этом слове огонь и сила», - выводят полудетские еще голоса. Значит, не зря летят самолеты над Снежным. И не зря ремонтируется школа. В ней будет, кому учиться.