Приближение дня, когда сербские номера уже не будут признаваться на территории Косово, вызвало волну протестов среди населения. Проживающие на территории края сербы снова стали ощущать дискриминацию со стороны властей Приштины. Косовская полиция объявляла о закрытии КПП и моста между Сербией и частично признанной республикой.
Эта эскалация уже ни для кого не стала неожиданностью. По мнению экспертов, сейчас ничего особенного не происходит, а любой новый виток напряжённости в регионе воспринимается как рядовая ситуация, происходящая с частотой раз в год последние пять лет.
По словам старшего научного сотрудника Института славяноведения РАН Александра Пивоваренко, интерес к новым эскалациям возникает из-за растущей военной составляющей конфликтов.
– Случаев мобилизации войск, то есть стягивания армии к границам, становится всё больше. Поэтому каждая новая эскалация повышает риск возникновения вооружённого конфликта. У сторон заинтересованности в этом мало, но риски объективно возрастают.
Ситуация действительно рядовая. События сентября 2021 года, когда косовские власти требовали от проживающих там сербов оформлять временные косовские автомобильные номера, похожи и на нынешние. Действия Приштины тогда привели к жёстким столкновениям полиции с сербами, въезжающими на территорию с белградскими номерами. Ситуация накалялась вплоть до отъёма не только частных автомобилей, но и специальных. Помощь России, отправившей Белграду комплексы «Панцирь», затушила ситуацию и привела жизнь в регионе к относительной нормальности.
Вязкость конфликта однако не исчезла. События прошедшей ночи показали, что ни Приштина, ни Белград не остановятся на мирных договорённостях, если ситуация начнёт выходить из-под контроля. Да и флёр событий 23-летней давности, на что пугающе была похожа обстановка прошлой ночи, присутствует.
Как отмечали сербские издания, во всех церквях и монастырях Северного Косово непрерывно звонили колокола, прямо как в 1999 году перед бомбардировками Югославии.
Интерес НАТО к Приштине подтверждают и эксперты. Однако повторения событий конца девяностых вряд ли стоит ожидать. Эскалация конфликта, по мнению Александра Пивоваренко, приведёт к сценарию наказания Сербии.
– Для сил НАТО повторение прошлых событий – операция с заранее написанным сценарием. Надо отметить, что в зарубежной экспертной прессе Сербию ещё в январе 2021 года назвали виновником возможного конфликта на Балканах, в Боснии или Косово, - комментирует эксперт. – Неважно где, но виновник уже определён. Сейчас Сербию обвиняют ещё и в её дипломатической позиции сотрудничества с Россией, которая как бы нарушает европейскую дисциплину. Поэтому такая акция повысила бы состоятельность НАТО, показала, что блок способен бороться с вызовами. Но это привело бы к некоему принуждению Белграда.
Власти Сербии понимают такую перспективу, поэтому заинтересованности в эскалации нет. Нынешняя напряжённость не происходит со стороны Сербии, но Белград вынужден отвечать на действия Приштины. Бояться мировому сообществу масштабного вооружённого столкновения, с учётом отсрочки Приштиной принятия правила замены сербских номеров на косовские, пока не стоит. По экспертной оценке, такой сценарий возможен, если события на самой границе или где-то ещё пойдут по плохому сценарию. Появление жертв, даже по случайности, приведут к необратимым событиям, и в конечном итоге виновником будет объявлена Сербия, что бы там ни происходило.
Исходя из такого сценария, понятна позиция президента Сербии Александра Вучича, который в обращении к нации сказал, что «Сербия будет молиться о мире, но если гонения продолжаться, Сербия победит».
Напомним, что автономный край Косово и Метохия провозгласил независимость от Сербии в феврале 2008 года. На сегодняшний день 98 государств признали независимость Косово. Остальные государства не признали или остались нейтральными в отношении независимости республики. Правительство Сербии считает Косово своей территорией. В 2013 году начался процесс нормализации отношений с правительством Косово, однако все шаги остаются малоэффективными.
Читайте также: "Сербский политик Шешель связал обострение на севере Косово с событиями на Украине"