На Западе HIMARS расхваливают как «чудо-оружие», которое меняет «правила игры» в конфликта на Украине, а Киев утверждает потребуется не менее 100 единиц этих систем для эффективного противодействия российским войскам. Тем временем Lockheed Martin подсчитывает свои доходы. Согласно отчету компании за второй квартал указано, что операционная прибыль увеличилась на 40 миллионов долларов по сравнению с тем же периодом 2021 года. Компания назвала HIMARS одной из программ, с которыми «в первую очередь связан» рост продаж.
Недавно президент и главный исполнительный директор Lockheed Джим Тайклет заявил, что конфликт на Украине и растущие амбиции Китая перевернули глобальную среду безопасности таким образом, что Пентагон должно «переключить передачу».
«Включенное сцепление означает наличие действующих контрактов», — сказал Тайклет. – Есть четкий сигнал спроса. Конгресс США выделяет финансирование в случае Соединенных Штатов.».
Пентагон покупает HIMARS у компании Lockheed Martin Missiles and Fire Control из Гранд-Прери, которая строит систему в Арканзасе. А подразделение в Северном Техасе разрабатывает и производит передовые ракетные системы и датчики для военных. Lockheed называет эту систему «наиболее технически совершенным, доступным и устойчивым артиллерийским решением».
Впрочем, HIMARS – не единственный поставляемый Украине продукт, сделанный на заводах «Локхид Мартин». В мае президент США Джо Байден , побывавший в сборочном цеху на заводе корпорации в Алабаме, где производятся противотанковые ракеты «Джавелин», заявлял рабочим, что оружие, которое они производят, попадет «в руки украинских героев» для борьбы с российскими войсками. По данным Белого дома, на тот момент США передали Украине более 5000 ракет Javelin из запасов США и еще почти 500, полученных от американских союзников и партнеров. Lockheed производит это оружие совместно с компанией Raytheon Technologies, которая отдельно производит Stingers. Предприятие в Алабаме, которое посещал Байден, способно производить примерно 2100 ракет Javelin в год. Правда, во время своего визита на завод Байден узнал, что для каждого Javelin требуется более 200 полупроводников, производство которых затруднено из-за дефицита поставок в эпоху пандемии.
За прошедшие с того времени месяцы ситуация на заводах американского ВПК, похоже, не выправилась – в конце июля издание Financial Times сообщило, что Raytheon, и Lockheed Martin испытывают нехватку запчастей и рабочей силы, а компании пересмотрели прогнозы прибыли в сторону понижения на 2022 год.
И тем не менее, украинский кризис стал для производящей вооружения корпорации настоящим подарком, сулящим новые доходы. Как писало в апреле издание Wall Street Journal, Lockheed Martin обсуждал с Пентагоном увеличение выпуска оружия, предназначенного для Украины.
Lockheed Martin Corporation — американская аэрокосмическая, военная, оборонная, информационная и технологическая корпорация с глобальными интересами. Она была образована в результате слияния Lockheed Corporation с компанией Martin Marietta в марте 1995 года. Ее штаб-квартира находится в Северной Бетесде (штат Мэриленд), в районе американской столице. По состоянию на начало этого года в корпорации было занято около 115 тысяч сотрудников по всему миру, в том числе около 60 тысяч инженеров и ученых. Корпорация работает в четырех бизнес-сегментах: аэронавтика, ракеты и управление огнем (MFC), вращающиеся и управляемые системы (RMS) и космос.
Корпорация считается не только одной из крупнейших компаний в области аэрокосмической, военной поддержки, безопасности и технологий, но и крупнейшим в мире оборонным подрядчиком. Так, в 2013 г. 78 процентов доходов корпорации приходилось на военные продажи. При этом компания возглавляла список подрядчиков федерального правительства США и получала почти 10% средств, выплачиваемых Пентагоном. В качестве примера можно упомянуть, что на днях Lockheed и Минобороны Соединенных Штатов достигли соглашения о поставке 375 истребителей F-35 в течение трех лет. Детали контракта еще не доработаны и не были включены в отчет за второй квартал, но агентство Reuters сообщило, что стоимость сделки составит около 30 миллиардов долларов.
Помимо работы с военным ведомством Lockheed Martin также является подрядчиком НАСА и Министерства энергетики США.
Lockheed Martin заняла 60-е место в списке крупнейших корпораций США Fortune 500 за 2019 год по совокупной выручке (по сравнению с 59-м в 2018 году).
Только в 2008 году Lockheed Martin получила по государственным контрактам 36 миллиардов долларов; больше, чем любая компания в истории. Корпорация работает более чем с двумя десятками правительственных ведомств от Министерства обороны и Министерства энергетики до Министерства сельского хозяйства и Агентства по охране окружающей среды. Занимается также наблюдением и обработкой информации для ЦРУ, ФБР, Службы внутренних доходов (IRS), Агентства национальной безопасности (АНБ), Пентагона, Бюро переписи населения и Почтовой службы.
* * *
Деятельность компании не обходится без скандалов. Достаточно сказать, что Lockheed Martin занимает первое место по количеству инцидентов и пятое место по размеру расчетов в базе данных о неправомерных действиях подрядчиков, которую ведет Проект по государственному надзору, наблюдательная группа из Вашингтона, округ Колумбия. С 1995 года компания согласилась выплатить 676,8 миллиона долларов за урегулирование десятков случаев неправомерных действий.
Так, в январе 2011 года Lockheed Martin согласилась выплатить правительству США 2 миллиона долларов для урегулирования обвинений в том, что компания представила ложные претензии по государственному контракту США на эту сумму. Обвинения исходили из контракта с Главным центром общих ресурсов Океанографического управления ВМС в Миссисипи.
В январе 2020 года Пентагон в ходе ежегодной проверки обнаружил не менее 800 программных дефектов в истребителях Lockheed Martin F-35, принадлежащих вооруженным силам США. Обзоры 2018 и 2019 годов также выявили большое количество дефектов.
В марте 2012 года Министерство юстиции США заявило, что Lockheed Martin согласилась урегулировать обвинения в том, что оборонный подрядчик продавал скоропортящиеся инструменты по завышенным ценам, которые использовались во многих контрактах. Министерство юстиции заявило, что обвинения были основаны на завышении расходов дочерней компании Tools & Metals Inc (TMI) в период с 1998 по 2005 год, которые Lockheed Martin затем передала правительству США по своим контрактам. Кроме того, в марте 2006 года Тодд Б. Лофтис, бывший президент TMI, был приговорен к 87 месяцам тюремного заключения и уплате штрафа в размере 20 миллионов долларов после того, как он признал себя виновным.
В феврале 2013 г. Lockheed Martin Corp удовлетворила требования Окружного суда США в Нью-Йорке, согласившись выплатить иск на сумму 19,5 млн долларов, чтобы завершить групповой судебный иск о мошенничестве с ценными бумагами, согласно которому компания обвинялась в обмане акционеров в отношении ожиданий в отношении подразделение информационных технологий компании.
20 декабря 2014 г. компания Lockheed Martin Integrated Systems согласилась урегулировать иск по Закону о ложных претензиях, заплатив 27,5 млн долларов, чтобы завершить рассмотрение обвинений в том, что она умышленно завышала счета налогоплательщикам за работу, выполненную сотрудниками компании, которые не обладали соответствующей необходимой квалификацией для контракта.
Согласно изданию Politico, Lockheed Martin имеет широкую поддержку лоббистов и располагает «политической сетью, которой уже могут позавидовать ее конкуренты», а ее контракты пользуются широкой двухпартийной поддержкой в Конгрессе США благодаря тому, что компания «довела до совершенства стратегию распределения рабочих мест по программам вооружений в ключевых областях». штаты и избирательные округа».
Расходы компании на лоббирование в 2010 году к третьему кварталу составили 9,9 миллиона долларов.
Через свой комитет политических действий (PAC) компания оказывает финансовую поддержку кандидатам, которые выступают за национальную оборону и соответствующие вопросы бизнеса. Благодаря взносам 3000 сотрудников комитет жертвует 500 тысяч долларов в год примерно 260 кандидатам в Палату представителей и Сенат.
При этом, как писало в 2015 году издание Forbes, Lockheed Martin выплатила Министерству юстиции 4,7 миллиона долларов для урегулирования обвинений в том, что корпорация мошенническим образом заплатила лоббисту из средств налогоплательщиков, использованных незаконным путем – за то, чтобы он помог получить гигантский контракт без торгов на 2,4 миллиарда долларов в год на управление гигантскими национальными лабораториями в течение многих лет.
Автор публикации в Forbes Чарльз Тифер не сдерживал себя в выражениях, когда писал, что «удивительно коррумпированная торговля влиянием Lockheed с незаконными средствами налогоплательщиков имеет (...) много грязных аспектов».
Продолжая тему лоббирования интересов корпорации, производящей HIMARS, стоит упомянуть, что согласно информации Business Insider, член палаты представителей из Оклахомы республиканец Кевин Херн, который хочет увеличить федеральные военные расходы, вместе с женой лично вложил деньги в двух оборонных подрядчиков. Они инвестировали до 15 тысяч долларов в разрабатывающую беспилотники, управляемые ракеты, системы ПВО и другие оружейные платформы компанию Raytheon Technologies и до 15 тысяч долларов в Lockheed Martin.
Как отмечает Business Insider, продукция обеих вышеупомянутых компаний используется в конфликта на Украине. В мае издание определило 20 американских законодателей, которые инвестировали в эти две компании и должны были получить прибыль от пакета помощи Украине в размере 40 миллиардов долларов, который позже был подписан президентом Джо Байденом.
В свое время автор посвященной истории Lockheed книги «Пророки войны», руководитель Инициативы по оружию и безопасности Фонда Новой Америки Билл Хартунг говорил, что американскому правительству необходимо более внимательно следить за корпоративным лоббированием. Он выражал беспокойство не только тем, что люди, финансово связанные с Lockheed Martin, работали напрямую на правительство США – их присутствие в правительственных советах и комиссиях и во внешних группах влияния также создавало благоприятные условия для компании.
«Это неоднозначная ситуация, — признавался Хартунг более десяти лет назад в интервью POLITICO. – В целом, я думаю, они, вероятно, сделали нацию более безопасной. Но, добавил он, «это обошлось гораздо дороже, чем следовало бы».