МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперт назвал подводные камни новых правил прохода иностранных судов по Севморпути

Россия сможет не пропустить корабли недружественных стран

Предлагаемые российским военным ведомством новые правила прохода иностранных судов по Севморпути будут более жесткими, особенно для недружественных государств. Так считает военный эксперт, капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров.

Фото: en.wikipedia.org

Ранее сообщалось, что Минобороны РФ предложило изменения в федеральный закон «О внутренних морских водах», которые касаются Северного морского пути. Этот маршрут по северным российским морям позволяет на десять дней сократить проход кораблей с грузами из Азии в Европу по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

Предлагаемые военными правила, которые были одобрены другими силовыми ведомствами, в том числе ФСБ с погранслужбой, позволят ограничить доступ иностранных кораблей. Новые требования объясняются ростом объемов морских перевозок и активизацией военно-морской деятельности в Арктике. Но, как считает капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров, в новых правилах есть и военно-политическая подоплека.

- Существующий ныне порядок прохода кораблей и судов иностранных государств по Северному морскому пути, - сказал Гундаров «МК», -  был принят во времена президента Бориса Ельцина, который называл американского президента Клинтона «мой друг Билл». Сейчас обстановка, как понимаете, совсем другая. США и ряд других государств официально объявлены недружественными нам странами. И, значит, у нас не может быть обязательств перед всеми беспрепятственно пропускать их корабли и суда по Севморпути.

Предлагаемые Министерством обороны меры, одобренные всеми силовыми ведомствами, направлены на то, чтобы фактически прекратить проход кораблей и судов недружественных стран по Севморпути. Действующий пока порядок позволяет одновременный проход до трех военных кораблей по Севморпути с предварительной заявкой за 45 дней. Теперь предлагается разрешить проход только одного корабля с официальной подачей заявки в МИД России за 90 дней.

То есть надо не менее чем за три месяца подать заявку. Причем российские органы власти могут ее рассмотреть и отклонить по объективным причинам. Например, скажут, что в этот момент в данных широтах не будет надлежащего навигационного обеспечения, из-за того что спутники ГЛОНАСС не так будут расположены, и поэтому проход по Севморпути в этот период будет невозможен.

Или скажут, что, поскольку дружественный нам Китай уже подал заявку на проход корабля по Севморпути, мы не можем позволить еще одной стране направлять туда же военный корабль, поскольку новый порядок разрешает проход только одного корабля.

Иными словами, можно найти тысячу законных причин, чтобы запретить проход нежелательного корабля по нашему Севморпути. Особенно если речь идет о кораблях и судах недружественных стран. Это касается, кстати, не только военных кораблей, но и гражданских судов. Северный морской путь исторически полностью считается нашим и таким остается.

Есть и другие важные новации. Например, теперь только при наличии российского лоцмана иностранный военный корабль сможет проходить по Севморпути.

Из юридических новаций в новом предложении Министерства обороны есть такое положение: Северный морской путь пересекает российские внутренние воды. Это первое введение в правовой оборот нового понятия о внутренних водах, которые находятся в морских территориальных водах. Внутренними водами всегда считались реки, озера. Теперь оказывается, что часть арктических морей, омывающих Российскую Федерацию, тоже являются внутренними водами или, по крайней мере, с ними пересекаются. И это не 12-мильная зона вокруг островов, которая называется территориальными водами. Возможно, речь идет о том, что там, где, к примеру, река Лена или Енисей впадают в море, их устья соединяются с территориальными водами и Северным морским путем.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах