МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Очень странная Лиз Трасс: ее шансы стать британским премьером выросли

Почему глава МИД может победить Риши Сунака

Интрига насчет того, кто сменит Бориса Джонсона на посту премьер-министра Великобритании, нарастает. После устроенного парламентариями-тори отсева осталось только двое кандидатов – Риши Сунак и Лиз Трасс. Опросы отдают преимущество Трасс, когда голосовать в последнем туре будут все члены Консервативной партии.

Фото: Global Look Press

Напористость, даже нахрапистость Лиз Трасс в борьбе за власть уже успела проявиться вовсю. До самого последнего тура голосования находившаяся на третьем месте глава британского МИД сумела наголову разбить – и выкинуть из состязания – занимавшую вторую строчку в рейтинге кандидатов экс-министра обороны Пенни Мордонт (ее сторонники винят Трасс в том, что она приложила руку к ожесточенным нападкам на проигравшую со стороны СМИ).

В итоге бывший канцлер Казначейства Риши Сунак из последнего тура голосования вышел лидером, набрав 137 голосов депутатов-консерваторов, Трасс умудрилась заручиться поддержкой 113 парламентариев, обойдя Мордонт с ее 105 голосами.

«Спасибо, что доверились мне. Я готова взяться за дело с первого дня», – раздает авансы, как будто уже дело в шляпе, Трасс. И надо сказать, что многие наблюдатели тоже считают, что ее успех гарантирован.

И тем не менее, на пути к победе и ей, и Сунаку предстоит побороться за голоса примерно 160 тысяч рядовых членов Консервативной партии, прежде чем в начале сентября будет объявлен новый партийный лидер и следующий премьер Великобритании.

Задача, стоящая перед финалистами (и даже перед будущим победителем гонки), весьма непростая, поскольку Великобритания столкнулась с болезненным кризисом стоимости жизни, а Консервативная партия становится все менее популярной после 12 лет пребывания у власти. И как только к власти придет новый лидер, оппозиционная Лейбористская партия будет пользоваться любой возможностью, чтобы напомнить ему, что он (или она) был(а) частью правительства Бориса Джонсона.

Итак, формально лидирует вроде бы Риши Сунак. Но Лиз Трасс уже показала оказавшейся в лузерах Пенни Мордонт свои способности перехватывать инициативу. К тому же теперь расширяется состав голосующих консерваторов. И здесь для «новой Маргарет Тэтчер», как позиционирует себя амбициозная Лиз Трасс, открывается просторное поле возможностей.

Дело в том, что проведенные среди тори опросы показывают, что Сунак уступает своим соперницам-однопартийкам – не только Трасс, но даже и вылетевшим из гонки Мордонт и Кеми Барденок. Что же касается главы МИД, она времени зря не теряла, исподволь создавая широкую базу поддержки как среди членов парламента, так и среди широких масс консерваторов.

А ведь еще осенью 2021 года, согласно опросу YouGov, Лиз Трасс заняла предпоследнее место по известности и популярности в списке 20 консервативных политиков. Теперь же она претендует – и с хорошим шансом победить – на роль премьер-министра. 

Как отмечает Financial Times, рассуждая о невероятном взлете еще несколько лет мало кому известной функционерки, «Борис Джонсон назначил 46-летнюю Трасс на один из четырех главных государственных постов Великобритании только в сентябре прошлого года, но она прошла через затхлые коридоры министерства иностранных дел на Кинг-Чарльз-стрит, отправилась в стремительное мировое турне и поразила иностранных дипломатов своим прямолинейным стилем.

Разговоры о том, что она заменит хаотичного Джонсона на посту премьер-министра, больше не кажутся фантастическими. В течение 2021 года она оказалась самым популярным членом кабинета министров среди активистов консерваторов, которые в конечном итоге выберут преемника Джонсона».

Одной из «ахиллесовых пят» конкурирующего с Трасс Сунака называют то, что он прочно ассоциируется с Борисом Джонсоном (хотя именно он и «предал» своего босса, запустив своим громким уходом череду отставок, приведших к концу джонсоновской эпохи).

Впрочем, и Лиз Трасс тоже нелегко избежать увязывания ее имени с уходящим главой правительства. В конце концов, она по-прежнему является министром иностранных дел в кабинете, который все еще в качестве и.о. возглавляет Джонсон. Однако Трасс способна вывернуть ситуацию наизнанку, демонстрируя как любимую в консервативной среде лояльность руководству (поддерживала его на протяжении всех скандалов), так и верность своему профессиональному долгу (не ушла в отличие от многих членов кабинета в отставку, потому что координировала реакцию Лондона на украинский конфликт).

Звучала в свое время (даже еще до назначения ее на пост главы МИД) в адрес Трасс и критика в том, что ее интересовала не столько работа, сколько собственная репутация, намекая на ее активность в социальных сетях.

Вообще недоброжелатели могли бы предъявить Трасс обвинения в чрезмерной политической непоследовательности. В свое время она голосовала за то, чтобы Великобритания осталась в Евросоюзе, но после референдума 2016 года стал сторонницей «Брекзита».

А если покопаться в биографии политика, то можно вспомнить, что в детстве она участвовала с родителями-леваками в пацифистских демонстрациях с требованиями отставки Маргарет Тэтчер, потом была активисткой Либерально-демократической партии и выступала за отмену в Британии монархии, а теперь хочет стать лицом Консервативной партии в образе «Тэтчер 2.0». Но опять-таки подобные кульбиты можно «обратить в подвиг», объяснив этой естественной эволюцией взглядов.

Подражание «железной леди» (ведь даже знаменитое фото в каске на танке в Эстонии это «репродукция» снимков Тэтчер времен «холодной войны») приносит плоды Лиз Трасс. Ее энтузиазм по поводу защиты свободы, свободной торговли, низких налогов и небольшого вмешательства государства находит отклик в консервативных массах.

Но чтобы быть похожей на самую известную в британской политике женщину, желания мало. «Захотят ли люди на следующих выборах эрзац Тэтчер?» – задается вопросом один бывший министр кабинета консерваторов.

И, как замечает Financial Times, бескомпромиссная экономическая позиция Трасс и отвращение к политкорректности делают ее фигурой, вызывающей разногласия. При том, что многие видят в ней идейно ориентированного и неустанно энергичного министра, «столько же, а может быть и больше, видят в министре иностранных дел своего рода политическую шутку».

И речь тут идет даже не о проистекающих из уст Лиз Трасс географических новостях вроде отнесения Воронежской и Ростовской областей к Украине. Один бывший британский посол, прослушавший в прошлом году программную речь главы Форин-офиса о внешней политике, в которой Трасс говорила о восстановлении «мускулов» «глобальной Британии», отреагировал безжалостно: «Это самая большая чепуха, которую я когда-либо слышал».

Правда, в адрес Трасс как министра иностранных дел звучат и иные оценки. «Она весьма обаятельна, у нее есть чувство юмора, она сообразительна, – считает один опытный британский дипломат. – Личный стиль имеет значение во внешней политике, особенно на первых встречах».

Но обаяние – это не то оружие, которое Трасс использует на российском направлении. Украинский кризис стал для нее возможностью выстроить себе имидж предводительницы западных усилий по противостоянию России. И она пестует «манихейский» взгляд на мир, в котором, по ее мнению, демократии должны стоять против авторитарных режимов (к каковым глава британского МИД, само собой, относит Китай и Россию. Так что в случае ее прихода на Даунинг-стрит 10 никакой оттепели в отношениях Лондона и Москвы ждать явно не приходится.

В свое время немало было сказано о некоторых странностях Бориса Джонсона. Но есть вероятность, что в случае победы Лиз Трасс традиция будет продолжена. Во всяком случае, так говорят даже товарищи по партии. «Она очень странный человек, — говорит один член парламента от консерваторов, который хорошо знает Лиз Трасс. – Не хороший и не плохой – просто очень странный».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах