МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Капитан I ранга рассказал о подлодке «Дмитрий Донской»: списание отложили

Зачем гиганту два корпуса

Информация, ранее озвученная в СМИ о том, что легендарная, самая большая в мире стратегическая атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» выводится из боевого состава ВМФ РФ, оказалась преждевременной. Выяснилось, что решение о ее утилизации еще не принято. Как сообщает ТАСС, как минимум до 1 декабря 2022 года она продолжит выполнять поставленные командованием задачи. О славном пути тяжелого атомного подводного крейсера проекта 941 «Акула» и тех, кто в разные годы на нем служил, рассказал «МК» капитан 1 ранга Андрей Жиделев.

Фото: en.wikipedia.org

— Строительство этого подводного крейсера стратегического назначения началось в 1976 году в самый разгар холодной войны, когда подводные лодки и надводные корабли Варшавского договора противостояли силам НАТО, — говорит капитан 1 ранга Андрей Жиделев. — Необходимо было, грубо говоря, переплюнуть американцев с их подлодками типа «Огайо» и дать достойный ответ их ракетно-ядерной программе «Трайдент». Стояла задача создать нечто лучшее и большее. Наше конструкторское бюро под руководством академика Сергея Ковалева сконструировало и запустило в производство такой ракетоносец проекта 941 «Акула».

Это была вершина советского подводного судостроения. Всего было построено 6 корпусов, хотя планировалось создать 10.

— Первый тяжелый подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 потом стал называться «Дмитрий Донской». Когда я служил, у нас подводные лодки имели только буквенно-цифровое обозначение. Например, К-51. Обычно говорилось, что не подводная лодка пошла в море, а, например, Ольховиков пошел в море, или Иванов пошел в море. То есть, подводной лодке присваивалась фамилия командира, который ею управлял и командовал.  

— В чем была уникальность этой подводной лодки?

— Там было применено очень необычное, умное конструктивное решение. Подводная лодка имела два прочных корпуса по образцу катамарана. Между этими корпусами были размещены 20 пусковых шахт с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности. В каждом корпусе располагался ядерный реактор, всплывающая спасательная камера, то есть, все было в двух комплектах. Всю конструкцию объединял легкий корпус. Всего было 19 водонепроницаемых отсеков.

Это был настоящий непотопляемый ракетодром. Из одного главного прочного корпуса в другой можно было попасть по трем переходам, расположенным в центральной части, на носу и в корме, через отсеки-капсулы.

На подлодке был спортивный зал, комната отдыха со сменяющимися изображениями на стенах, сауна и бассейн. Впечатлительные американцы назвали подлодку «Подводным Хилтоном» по аналогии с большим отелем. Длина крейсера составляла 172 метра, ширина — 23, высота — 26. В надводном положении на ее ракетной палубе мог развернуться самосвал. Ниже ватерлинии на корпусе корабля было нанесено изображение акулы. У экипажа на форменной одежде были нашивки с силуэтом акулы.

— Запас плавучести у подлодки был 52%. Крейсер обладал большой живучестью. Мог противостоять воздействию оружия противника. И сам мог наносить ракетно-ядерные удары. Каждая из 20 баллистических ракет имела 10 самонаводящихся боевых блоков. Ракета была твердотопливная, трехступенчатая.

— Почему подлодку острословы называли «водовозом»?

— Пространство между прочным и легким корпусом у нее было заполнено водой. Водоизмещение надводное у нее было 24 тысячи тонн, а водоизмещение подводное — аж 49 тысяч тонн. Столько лишней воды она носила между легким и прочным корпусом. Пространства были большие, всего было 20 ракет, диаметр каждой шахты был 2,4 метра, высота порядка 15 метров.   

Капитан 1 ранга Андрей Жиделев говорит, что конструктивно было предусмотрено плавание подо льдами.

— Я командовал третьим корпусом ТК-12, восемь лет был командиром этой подводной лодки. Неоднократно совершал походы под паковый лед. Много было боевых служб. В 1992-ом году выполнил две боевые службы, когда Советского Союза уже не было. И, когда Ельцин говорил, что наши ракеты никуда не нацелены, мы стояли на боевом дежурстве.

Андрей Аркадьевич говорит, что подводный крейсер ТК-208, в последствии названный «Дмитрий Донской», славился еще и тем, что им командовали отличники-подводники, на которых можно было равняться и всецело положиться.

— Первый экипаж первого корпуса возглавлял Александр Васильевич Ольховиков, который получил звание Героя Советского Союза, потом стал контр-адмиралом, командиром нашей дивизии. Он, в свое время, когда я был старпомом, лично принимал у меня зачеты. С ним было приятно служить, он всегда все растолковывал, всячески помогал. Командиры этой подводной лодки — настоящий кладезь нашей дивизии. Это и Василий Иванович Плотников, и Игорь Абрамов… Наш сослуживец Аркадий Юрьевич Романов, который пришел служить на лодку после окончания высшего училища подводного плавания имени Ленинского комсомола, будучи лейтенантом, проделал путь от инженера группы ракетной боевой части до командира крейсера.  

В 2002-ом подлодка пережила второе рождение. Она была перевооружена для испытаний принципиально новой межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава».

— «Булава» поступила на вооружение наших подводных сил и до настоящего времени работает. Родина заслуженно отметила успехи Аркадия Юрьевича Романова, под чьим руководством экипаж подлодки проводил испытания ракетного комплекса «Булава». В настоящее время он — вице-адмирал, заместитель командующего Черноморским флотом.

Капитан 1 ранга Андрей Жиделев подчеркивает, что тяжелый подводный крейсер «Дмитрий Донской» внес свою лепту, чтобы наши морские стратегические ядерные силы пополнялись новым вооружением.

На подлодках существует традиция, своеобразный обряд. Тем, кто впервые погружается под воду, невзирая на должности и звания, полагается выпить из плафона освещения забортной морской воды и поцеловать качающуюся кувалду.

— Говорят, что на крейсере «Дмитрий Донской» в обряде посвящения в подводники кувалду заменила «Булава».  

— У нас на «стратегах» как-то не принято было целовать кувалду. А вот выпить из плафона — клапана глубокомера — соленой воды до дна — это да. Впрочем, везде существовали свои традиции.  

Руководитель общероссийского Движения поддержки флота Владимир Мальцев сообщил ТАСС, что решение по судьбе легендарного крейсера «Дмитрий Донской» из «акульей» серии примут до конца 2022 года. Как минимум до 1 декабря 2022 года она продолжит выполнять поставленные задачи.  

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах