Внушительный состав участников маневров вызвал тревогу у ряда военных экспертов, заговоривших о том, что России придется прилагать серьезные усилия для укрепления дальневосточных границ. А сейчас, в период проведения спецоперации на Украине, для этого не самое лучшее время.
Однако совершенно противоположное мнение по этому поводу «МК» высказал известный российский политолог, специалист по Азии и Китаю, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, кандидат политических наук Василий Кашин.
– Следует ли нам ожидать уже сейчас какого-то серьезного обострения у наших дальневосточных границ, связанных с ситуацией на Тайване?
– Я думаю, что нет каких-то оснований говорить о том, что прямо сейчас возникнет такое обострение. Напряженность там растет плавно на протяжении уже длительного времени. Китай в этом районе и сам регулярно осуществляет массовые полеты своих самолетов.
Ну а теперь вот еще и Япония вместе со своими американскими союзниками решила со своей стороны продемонстрировать боеготовность своих сил самообороны и провести учения. Уверен, что из-за этого реальная военная конфронтация вот прямо сейчас не должна произойти.
– Что все это может означать для нас?
– Вектор японской военной активности после распада СССР несколько сместился. Если во времена Союза у Японии была мощная военная группировка на острове Хоккайдо, то в дальнейшем она сместилась, была передислоцирована на южную часть японской территории и направлена теперь в значительно большей степени против Китая.
– Но ситуация меняется. В Японии приходят к власти силы, требующие пересмотра итогов Второй мировой войны, создания своей армии, а не просто сил самообороны, снова звучат претензии на наши острова. И все эти настроения подогреваются Вашингтоном, который использует любой повод, чтобы ослабить Россию.
– Для нас это скорее интересно тем, что американцам сложно держать одновременно свою военную группировку в Европе, снабжать Украину оружием и в то же время наращивать и поддерживать динамику военной активности против Китая. Я думаю, по мере того, как станет расти напряженность, в том числе в Тихоокеанском регионе, это будет как-то сказываться на перенапряжении сил американской стороны в целом.
– Получается, нам даже выгодно некоторые обострение в Тихоокеанском регионе: это облегчит проведение спецоперации на Украине?
– Да, в какой-то мере станет легче. По крайней мере, не так будут наращиваться поставки оружия на Украину. Так что нам в контексте специальной военной операции, как это ни парадоксально, такие события на Дальнем Востоке в какой-то мере можно считать даже благоприятными.