В последнее время Пенни Мордонт, занимающая не самый главный в правительстве пост младшего министра по торговой политике, находилась в тени. Может показаться, что именно эта непубличность и позволила ей стать темной лошадкой в забеге рвущихся к власти политиков-тори. Между тем признаки популярности Мордонт среди однопартийцев проглядывали и раньше – во всяком случае, об этом говорили результаты соцопросов.
Ее сторонники говорят, что Пенни Мордонт стартовала в этом конкурсе на партийное лидерство наилучшим образом. И действительно: за Мордонт в ходе тайного голосования было отдано 67 голосов депутатов-консерваторов, что, конечно, меньше, чем у занявшего первое место экс-канцлера Казначейства Риши Сунака, набравшего 88 голосов. Зато Пенни Мордонт неожиданно для многих потеснила Лиз Трасс, имевшую, как считалось, хорошие шансы оказаться в двойке финалистов, но пока обеспечившую себе поддержку 50 парламентариев-тори.
Более того, согласно проведенному среди членов партии тори опросе YouGov, Мордонт оказалась кандидатом, который с наибольшей вероятностью победит Риши Сунака, если попадет в финал. В пользу Мордонт высказались 67% рядовых консерваторов, и только 28% поддержали бы экс-канцлера. Наблюдатели считают, что такие результаты в опросе YouGov говорят о том, что Консервативная партия «хочет перезагрузки».
Про Пенни Мордонт не скажешь, что она родилась с серебряной ложечкой во рту. Мать была учительницей в школах для детей с особыми потребностями и умерла от рака груди, когда дочке было 15 лет. Отец, бывший военный, ставший учителем, тоже заболел раком – и юной Пенни пришлось зарабатывать на жизнь и на оплату учебы. Она работала даже помощницей фокусника. А оказавшись во время свержения Чаушеску в Румынии, где она во время академического отпуска волонтерила в больницах и детдомах, Мордонт увлеклась политикой.
Вообще стоит заметить, что Мордонт – пусть и не напрямую – происходит из семьи с богатыми политическими традициями, но при этом ее родня исторически была связана не с тори, а с Лейбористской партией. Один из предков Пенни Мордонт, Филипп Сноуден, стал первым лейбористом в должности канцлера казначейства (то есть министром финансов). Другой, Джордж Лэнсбери, был лидером лейбористов в 1930-е годы. Но яблочко упало далеко от яблони – и Пенни выбрала «темную», с лейбористской точки зрения, сторону, оказавшись в стане консерваторов. И уже с 2014 года она работает на различных должностях в возглавляемых тори кабинетах министров.
Оценивая персону Пенни Мордонт, стоит вспомнить, что она не всегда находилась на «скромном» посту министра международной торговли. В свое время она стала первой в истории Великобритании женщиной, которая возглавила Министерство обороны. К слову, она резервист военно-морского флота Великобритании в звании младшего лейтенанта. Более того, свое имя Мордонт, дочь бывшего десантника, получила в честь крейсера Королевских ВМС «Пенелопа».
Но во главе военного ведомства Мордонт пробыла совсем недолго – пару месяцев в 2019-м. Сменивший Терезу Мэй новый премьер Борис Джонсон предпочел видеть на этом посту другого и сменил ее Беном Уоллесом – и в первом составе джонсоновского правительства ей никакого портфеля не досталось (и это при том, что до этого за плечами у Мордонт имелся хороший политический опыт: например, параллельно с руководством минобороны она была министром по делам женщин и равенства). Уже потом, во время перетасовок кабинета Джонсона ее вернули в правительство, правда, на второстепенную позицию.
Неудивительно, что к числу стойких поклонников Бориса Джонсона Пенни Мордонт вряд ли можно отнести. Пенни Мордонт начала свою кампанию, пообещав пересмотреть «неудавшуюся модель лидерства» уходящего премьера. Комментируя скандал «Патигейт», она заявляла, что она «шокирована глупостью того, что произошло» на Даунинг-стрит, когда представители правительства устраивали вечеринки в разгар ими же введенных строгих ковидных ограничений.
Запустив свою кампанию, Пенни Мордонт пообещала в случае своей победы снизить вдвое НДС на топливо и повысить порог подоходного налога для лиц с базовым и средним доходом.
А противники винят ее в отсутствии политкорректности, припоминая высказывания о том, что «трансгендерные женщины — это женщины, а трансгендерные мужчины — мужчины».
В сфере борьбы с нелегальной иммиграцией Мордонт обещает железной рукой бороться с незаконным трафиком через Ла-Манш.
И, конечно, она воздает всяческие похвалы Украине, подвергая Россию граничащей с оскорблениями критике. Уже в первые дни украинского конфликта она запустила кампанию по сбору средств в пользу Киева. Мордонт выступила с резкими комментариями по поводу вынесения в ДНР смертного приговора двум британским наемникам. Так что в случае прихода ее в роли хозяйки на Даунинг-стрит, 10 хоть какого-то улучшения в отношениях Лондона и Москвы не стоит даже и пытаться ждать.