МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Названы причины проблем с беспилотниками в российском авиапроме

«Шахид» поможет «Ориону»: Иран поделится с РФ дронами

О том, что российской армии нужны беспилотники и как можно в большем количестве, не говорит сегодня только ленивый. Отечественный авиапром, судя по всему, перейти с места в карьер по части разработки и производства дронов не может. Надежда на поставки из дружественных стран. И потому многие без особого удивления восприняли новость от советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, сообщившего, что Иран поставит России крупную партию дронов.

Фото: ru.wikipedia.org\Nickel nitride.

Конечно, к сообщениям из США стоит относиться с известной долей осторожности. В Вашингтоне спят и видят, как рассорить Россию и Иран, особенно в преддверии визита президента Путина в Тегеран, о котором сообщило 12 июля государственное информагентство IRNA. 

Но вполне возможно, что в данном конкретном случае американская разведка Салливана не подвела. Он рассказал, что Иран готов обучить российских военных и, якобы, такая подготовка уже идет с начала июля.

Если это так, то можно порадоваться тому, что у России есть друзья, готовые прийти ей на помощь, а также тому, что наши войска, участвующие в спецоперации, получат такие нужные беспилотники. 

Но на этом поводы для радости заканчиваются, а на душе остается осадок. Налицо еще одно подтверждение того факта, что российский авиапром по части беспилотной техники, которая является бесспорным мировым трендом, особенно в военном деле, отстал не только от таких лидеров, как США или Израиль, но и от Ирана, который вот уже 40 лет находится под санкциями США. А еще от Китая, Турции и еще некоторых стран.

Почему так получилось? Некоторые пеняют на трудные 90-е, когда государство не выделяло денег на новые военные разработки. Было такое. Но беда и в том, что в относительно благополучные нулевые наши военные проглядели перспективность нового оружия, посчитав его, очевидно, баловством. Тогдашний главком ВВС публично заявлял: зачем нам беспилотники — у нас самолетов много.

Действительно, после развала СССР в ВВС были списаны тысячи однодвигательных самолетов. Но те самолеты давно уже утилизированы, главком тот в отставке, а вот беспилотников в нужном количестве и качестве как не было, так и нет.

Дальше начались другие проблемы. Недоброй памяти министр обороны Анатолий Сердюков решил «построить» промышленность, которая, как он, наверное, считал — жировала на госзаказах. Оборонщикам предложили разрабатывать новое оружие за свой счет, а уже потом военный заказчик, оценив опытные образцы, скажет: годится или не годится. Предложение, достойное нобелевской премии в области экономики, учитывая, какие миллиарды те же США тратят из госбюджета (!) на разработку нового оружия.

С приходом нового министра обороны этот вопрос как-то решили. Но на этом беды отечественных разработчиков беспилотной техники не кончились. Начались междоусобные войны за госзаказ и «передел территории». В результате несколько руководителей фирм-разработчиков оказались под судом и следствием, их проекты отдали более предприимчивым конкурентам. Но при этом сами проекты благополучно загнулись. Так, лет на десять задержался в пути многотонный беспилотник «Альтаир», который наверняка пригодился бы нашим войскам в спецоперации.

А вот в Иране, в отличие от нас, подобный тяжелый разведывательно-ударный дрон создали.  Он разработан для сухопутных войск Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). Это беспилотник самолетного типа Fotros. О нем рассказало издание «Армейский стандарт».

Это не первенец иранского авиапрома. До этого был создан Mohajer-6 и многие другие дроны.

Максимальная взлетная масса Fotros - порядка 3,5 тонны. Российский авиапром, повторюсь, пока так и не смог довести до конца разработку и пустить в серийное производство ни одного тяжелого беспилотника массой больше трех тонн. Продолжительность полета Fotros — до 30 часов. Высота полета - до 7600 метров. Радиус действия - 1700–2000 километров. Хватило бы долететь от Херсона до Киева и вернуться. Масса бомб и ракет на борту - не менее 500–600 кг.

Кстати, аппарат такой размерности есть и у Китая. Это беспилотник CH-5 массой 3300 кг и продолжительностью полета до 30 часов.

Как сказал «МК» эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов, слухи о возможной закупке Россией импортных беспилотников появляются на фоне большого спроса на дроны в ходе специальной военной операции на территории Украины.

- Судя по официально публикуемым материалам Министерства обороны, имеется существенный разрыв между той картинкой, что мы видим на выставках, где из года в год показываются многочисленные «Орионы», «Сириусы», «Гелиосы» и т.п., и тем положением дел, которое имеет место в части реального наличия разведывательно-ударных беспилотников в войсках, - сказал эксперт.

Между тем, по его словам, практика показывает, что для контроля воздушного пространства беспилотные системы могут эффективно дополнять авиацию пилотируемую.

- В этой связи, несмотря на то что закупки вооружений и военной техники за рубежом не являются типичным подходом для Минобороны России, я бы не стал полностью исключать такой вариант развития событий в контексте взаимодействия с Ираном, - сказал эксперт. - Перефразируя известное выражение, можно сказать, что «новые времена требуют новых решений». Если импорт позволит в короткие сроки насытить войска подобной необходимой техникой, следует предоставить такую возможность.

Денис Федутинов назвал иранские беспилотники, которые могут быть полезны нашим войскам:

- В первую очередь стоит упомянуть такие известные и отработанные системы беспилотников, как Shahed 129 («Шахид-129»). Они могли бы заместить «Орионы» или «Иноходцы», которые, судя по всему, все еще отсутствуют в войсках в необходимых количествах. Аппараты Shahed 129 неплохо зарекомендовали себя в Сирии, где использовались в разведывательно-ударных задачах в борьбе с исламскими радикальными группировками.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах