Вместо мирного шествия, запланированного на этот день, демонстранты прорвали заслоны полиции и захватили резиденцию президента. Попав туда, они ели на его кухне, располагались в комнатах, прогуливались по территории дома и даже купались в бассейне.
По информации местной газеты Daily Mirror, протестующие обнаружили в особняке главы государства «миллионы ланкийских рупий». В социальных сетях распространилось видео, на котором они пересчитывают найденные деньги. По предварительным данным, там находилось около 18 миллионов рупий (три миллиона рублей). Сообщается, что впоследствии все средства были переданы подразделениям безопасности.
Экс-посол Шри-Ланки в России Удаянга Виратунга, который находится в Коломбо, заявил, что президент Раджапакса после штурма резиденции, вероятно, уже покинул страну на самолете. Он добавил, что письмо о своей отставке глава государства передал доверенным лицам. В зависимости от ситуации они должны будут его огласить. Однако официального подтверждения эти сведения пока не получили.
Уже вечером толпы митингующих подошли к резиденции премьер-министра Ранила Викрамасингхе и устроили там пожар. Ланкийские политики, в том числе оппозиционные, резко осудили поджог дома премьера, подчеркнув, что насилие никогда не было выходом из ситуации. Они также отметили, что ранее Викрамасингхе подарил его Королевскому колледжу, где получал образование.
В настоящее время правоохранители задержали трех человек по подозрению в поджоге резиденции премьера. Полиция устанавливает, был ли еще кто-то причастен к инциденту.
В ходе экстренного совещания лидеры ланкийских партий призвали президента и премьера уйти в отставку, назначить временным президентом спикера парламента Махинду Япу Абейвардену, в течение 30 дней избрать из членов парламента нового главу государства, назначить временное общепартийное правительство и в ближайшее время провести выборы.
Позже спикер парламента страны уведомил, что президент подаст в отставку 13 июля, чтобы «передать власть мирным путем». Премьер со своей стороны согласился покинуть свой пост только после формирования нового правительства, состоящего из всех партий страны, что позволит обеспечить большинство в парламенте.
«Для того чтобы успокоить протесты в Шри-Ланке, нужно чтобы сформировалось какое-то промежуточное правительство и были проведены досрочные парламентские и президентские выборы, - комментирует «МК» доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский. – Несмотря на то что президентская партия «Фронт простого народа» имеет большинство в парламенте, стремительное падение популярности главы государства означает, что и она неизбежно теряет доверие со стороны населения. Поэтому и нужно, чтобы такие выборы дали хоть какую-то легитимность новой президентской, парламентской и законодательной власти».
По словам эксперта, в настоящее время довольно сложно сказать, кто может победить на этих выборах, в том числе потому, что в стране раздроблена оппозиция, а братья Раджапакса, по всей видимости, фигуры ушедшей эпохи.
«К примеру, в оппозиционной или полуоппозиционной среде есть такие политики, как пока еще действующий премьер-министр Ранил Викрамасингхе и бывший кандидат в президенты Саджит Премадаса, - продолжает политолог. – Раньше они принадлежали к одной партии, а примерно год назад между ними произошел раскол. Не уверен, что они смогут выступить единым фронтом.
Как часто бывает: люди объединяются против чего-то и своей цели добиваются. Но потом возникает ситуация, когда надо объединиться за что-то. И тут уже просыпаются амбиции лидеров. Поэтому, даже если ланкийской оппозиции удастся сформировать правительство народного единства, оно по определению будет переходным - то есть будет исполнять свои обязанности в течение ограниченного периода времени. В общей сложности оно сможет просуществовать примерно полгода».
Более того, нужно понимать, что от перестановки лиц и фигур во власти те глубинные экономические проблемы, которые собственно привели к этому кризису, сами по себе не устранятся, считает эксперт. Для этого нужны серьёзные изменения экономической политики внутри страны и какое-то содействие со стороны внешних игроков. Потому что одна из ключевых проблем связана с колоссальным внешним долгом Шри-Ланки.
«Положение дел в стране действительно зашло в тупик, - резюмирует Борис Волхонский. – Эксперты часто называют это «идеальным штормом» - явлением, при котором воедино сходятся сразу несколько негативных факторов. В Шри-Ланке сейчас именно такая ситуация».
Шри-Ланка переживает самый серьезный экономический кризис с момента обретения страной независимости в 1948 году. По туристическому сектору, ключевому источнику иностранной валюты, ударила пандемия COVID-19, в результате чего местные власти не в состоянии закупить достаточно топлива. Вместе с тем внешний долг островного государства составляет примерно 51 миллиард долларов.
Помимо этого, в островном государстве ощущается острая нехватка продовольствия, медикаментов, газа и других предметов первой необходимости. Большое количество ланкийских районов сталкивается с постоянными перебоями в подаче электроэнергии.