МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Оценены возможности Трампа изменить отношения с Россией: дело в Украине

Возможно ли возвращение экс-президента в Белый дом и перелом в «российской политике» США

Через два года Америку ждут президентские выборы. И все чаще в СМИ видят сигналы о готовности Дональда Трампа сразиться за возвращение в Белый дом. Что – гипотетически, конечно – может означать второй трамповский приход к власти для отношений США и России? Попробуем пофантазировать с помощью известного эксперта-американиста.

Фото: kremlin.ru

***

Несмотря на то, что двухлетний срок, остающийся до выборов-2024 в США – это дистанция немалого размера, в американских СМИ возможность реванша Дональда Трампа вплотную рассматривается в увязке с российской проблематикой.

Весной издание The Hill посвятила целую статью о тех рисках, которые для политики Соединенных Штатов представляют «заигрывания» Дональда Трампа. По мнению демократов и некоторых республиканцев, позиция 45-го президента СЩА может стать серьезным уязвимым местом для него, если он сделает еще одну заявку на борьбу за Белый дом в 2024 году.

С тех пор, как в феврале Россия начала военную спецоперацию на Украине, Дональд Трамп неоднократно подвергался критике за свои высказывания в связи с происходящим.

Надо сказать, что особой последовательностью 45-й президент США никогда не отличался. Украинский кризис это подтвердил. Трамп то хвалил Путина, именуя его «гением», то осуждал действия России на Украине, называя их «ужасающими», и громогласно заявляя, что он молится за «гордый украинский народ».

Но в чем Дональд Трамп тверд – так это в том, что во всех происходящих неурядицах винит демократов. Так и конфликт на Украине, и действия Москвы он объяснил ничем иным как «слабой внешней политикой администрации Байдена».

«Как все понимают, этой ужасной катастрофы никогда бы не случилось, если бы наши выборы не были сфальсифицированы и если бы я был президентом», – заявил в конце февраля на собрании консерваторов CPAC во Флориде Дональд Трамп. При этом он добавил, что Путин перехитрил мировых лидеров и НАТО. «Настоящая проблема в том, что наши лидеры тупые, тупые. Такие тупые».

Понятно, что любое подозрение в адрес Трампа в малейших симптиях по отношению к России – повод для его критиков бросать в экс-хозяина Белого дома камни. Сначала бывшего президента ругали за то, что он настаивал на том, что Владимир Путин проявил себя «сообразительным» в своих действиях на Украине, а позже — за его призывы к Москве опубликовать компромат на семью Джо Байдена.

В этих призывов критики Трампа увидели параллели с президентской гонкой 2016 года, когда республиканский кандидат публично просил Россию опубликовать электронные письма его тогдашнего оппонента демократки Хиллари Клинтон. Однако на сей раз даже некоторые республиканцы признают, что Трамп может столкнуться с более серьезными политическими последствиями.

«Он намеренно или ненамеренно занимает по этому поводу позицию, которую никто на самом деле не хочет занимать», — сказал один из доноров Республиканской партии, отметив, что даже некоторые из союзников Трампа, такие как сенатор-республиканец Линдси Грэм , стремились дистанцироваться от его высказываний.

В то же время Трамп по-прежнему считается главным фаворитом на выдвижение в президенты от Республиканской партии в 2024 году, если он решит снова баллотироваться, но другие потенциальные кандидаты, такие как губернатор Флориды Рон ДеСантис, начали согласно опросам сокращать разрыв.

Как известно, большинство законодателей-республиканцев стремились занять более жесткую позицию в отношении России после начала украинского конфликта. Ряд из представителей республиканского истеблишмента не стесняются в выражениях в адрес российского руководства.

Так что малейшие выражения симпатии со стороны Трампа по отношению к Путину и России в принципе могут сыграть против него и сделать экс-президента еще большим «изгоем» среди республиканцев, большинство из которых решительно поддерживают усилия нынешней администрации США по противодействию России и поддержке американских союзников по НАТО.

***

Демократические аналитики предсказывают – и не без плохо скрываемого злорадства, – что сигналы Трампа в сторону России могут открыть дорогу его потенциальным соперникам в 2024 году. Хотя ни один республиканец не сказал, будут ли они выступать против Трампа в выдвижении кандидатуры Республиканской партии в президенты, несколько потенциальных кандидатов начали уже проявлять интерес к потенциальной кампании за Белый дом.

Но у многих республиканцев могут найти отклик призывы Трампа к Москве обнародовать компромат на семью Байдена. Стоит напомнить, что Трампу впервые объявляли импичмент в 2020 году за попытку оказать давление на президента Украины Зеленского с целью расследования в отношении как Джо Байдена, так и его сына Хантера.

В адрес семейства нынешнего президента США продолжают сыпаться обвинения в том, что его члены получали прибыль благодаря работе Байдена в правительстве (например, в роли вице-президента при Обаме). Хотя четких доказательств того, что президент Байден лично извлекал выгоду из деловых операций своего сына Хантере или знал подробности о них, и нет, «осадочек» остался.

Но лучшая защита – это нападение, и Белый дом контратакует Трампа, обвиняя его в контактах со «злокозненной» Россией.

«Какой американец, не говоря уже об экс-президенте, считает, что сейчас подходящее время, чтобы вступить в схему с Владимиром Путиным и хвастаться своими связями с Владимиром Путиным?», – вопрошала директор по связям с общественностью Белого дома Кейт Бедингфилд. – Есть только один такой, и это Дональд Трамп».

Но Россия Россией, Украина Украиной, а сегодня американских избирателей больше волнует состояние их экономики и те проблемы, которые стоят перед страной. Эти настроения хорошо выразил через несколько дней после начала украинского конфликта кандидат от республиканцев на место в Сенате США от штата Огайо Дж. Д. Вэнс, заявивший, что американский политический класс зациклен на событиях на Украине в ущерб более насущным проблемам (например, нелегальной миграции через мексиканскую границу): «Мне надоело, когда мне говорят, что мы должны больше заботиться о людях, живущих за 6000 миль отсюда, чем о таких людях, как моя мама, мои бабушка и дедушка и обо всех детях, которых затронул этот кризис».

***

Если представить, что в 2024 году Дональд Трамп пойдет на президентские выборы и победит, есть ли какая-то вероятность, что втором его появлении в Белом доме в качестве президента будет каким-то образом скорректирована политика США по отношению к России? С этим вопросом мы обратились к эксперту.

– Отвечая теоретически, думаю, что да, – комментирует главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. – Строго говоря, с самого начала своего пребывания Белого дома в 2017 году Трамп взял курс на достижение каких-то договоренностей с Москвой и лично с российским президентом. Вопрос о том, в какой степени он следовал политике «двойного дна», считая, что соглашения или хорошие отношения не помешают американцам выйти из договоренностей по стратегической стабильности, остается открытым. Но мы знаем, что 10 мая 2017 года именно после того, как в Белом доме состоялась встреча министра Лаврова с Трампом, была создана «комиссия Мюллера» – фактически по обвинению Трампа в том, что он является «агентом Москвы» и проводит выгодную России политику.

В этом вся суть того, что происходит – и те заявления, которые время от времени делает Трамп. Хотя после начала российской спецоперации на Украине любого рода похвала или реверансы в сторону Москвы или Путина, как показала реакция американского политического истеблишмента, мягко говоря, не приветствуются. И Трамп стал первой жертвой этой волны. Когда началась спецоперация, Трамп сделал заявления, что Путин является очень проницательным политиком, но экс-президент США быстро понял, что столкнулся с «официальной Америкой». Поэтому, обращаясь к теме украинского конфликта, на митингах, в своих выступлениях, Трамп возвращался к этой проблеме по одной простой причине: чтобы «отмазаться» от тянущегося за ним шлейфа и доказать, что он не является «марионеткой» Москвы и так далее.

Если представить гипотетически, что 21 января 2025 года президентом США станет Трамп, он, безусловно, эту ситуацию изменит. Для того, чтобы стать президентом, ему надо будет преодолеть стереотип, что он является «агентом Москвы», что проводит политику односторонних уступок. Это будет одним из главных возражений против Трампа. И то, что произошло впоследствие, когда 2 августа 2017 года Конгресс США принял закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», он действительно связал Трампа.

Предварительным условием для возвращения Трампа в Белый дом является изменение отношений с Россией, что Трамп постарается, как я полагаю, получить как политический мандат для своего второго президентского срока. Когда Трамп «воцарился» первый раз в январе 2017 года, он не совсем получил такой мандат. Он не очень-то вел свою кампанию с точки зрения отношений с Россией как центральной проблемы. Наоборот, стали раскручивать «досье Стила» (согласно которому, якобы, у России имеется компромат на Дональда Трампа). И Трамп не представил это как возможный политический поворот, скорее, как часть предвыборной кампании. А когда он стал президентом, весьма неожиданно для политической элиты США, она быстренько провела закон 2 августа о противодействии Китаю, Ирану и России.

Исходя из того, как Трамп строит сегодня свою кампанию, теоретически, он постарается сделать так, чтобы мандат на улучшение отношений с Россией (по крайней мере, в декларативной форме) был бы вписан в предвыборную программу Республиканской партии, и чтобы он как президент – опять же гипотетически – этот мандат получил. Тогда можно будет сказать, что вопрос, связанный с работой «комиссии Мюллера», преодолен.

***

– Но в этой связи, – продолжает Владимир Васильев, – еще очень важный, с моей точки зрения, вопрос – это положение на Украине. Потому что если спустя два года ситуация будет находиться в том же положении, что сегодня, возможно, у Трампа даже не будет больших шансов даже на выдвижение в кандидаты. Все зависит сейчас не столько от абстрактных отношений с Россией, сколько от судьбы спецоперации.

Если произойдет какое-то умиротворение Украины, тогда, с моей точки зрения, это возможно. Если конфликт будет продолжаться, то это самый неблагоприятный фон для возвращения Трампа. Потому что вся та игра, которая происходит в Соединенных Штатах, не столько связана с судьбой Трампа, сколько с судьбой Джо Байдена. Это важно понимать. Существует очень сложная диалектическая взаимосвязь, которая и ведет к тому, что может возникнуть ситуация, которая воспрепятствует возвращению Трампа в Белый дом. Потому что ему придется высказываться по Украине, если ситуация там летом 2024 года будет такой же как сейчас. Ему придется высказываться по НАТО и так далее. И такая ситуация в Америке уже была в 1980 году. Правда, это было на уровне первичных выборов в Демократической партии, когда сенатор Эдвард Кеннеди бросил вызов тогдашнему президенту Картеру, который переизбирался на второй срок. Кризис с захватом в Иране американских заложников был важнейшим фактором, с которым боролась администрация Картера. Картер занял однозначно антииранскую позицию, обвиняя во всем Тегеран. Воспользовавшийся тем, что Картер был тогда непопулярным в Демократической партии, Кеннеди позволил себе, что главным образом в кризисе виноват Картер. Что если бы Картер не допустил смещения иранского шаха, то ничего бы не было. Но американцы ждали другого, что во всем виноват Иран, и пытавшийся сыграть на «антипатриотических» чувствах Эдвард Кеннеди тут же провалился, довольно быстро сойдя с дистанции. В той конкретной ситуации «переход» на сторону такого противника как Иран стоил ему выдвижения от Демократической партии.

Если возникнет та же ситуация при сохранении украинского фактора, что Трамп будет поставлен в положении, когда ему надо будет отвечать на вопрос, кто виноват в кризисе на Украине – американская сторона или российская (или даже киевская сторона в виде Зеленского). Ведь Трамп уже пробрасывал в своих речах идею, что если бы он был президентом, ничего такого не было бы, он договорился бы с Путиным, а Зеленского прижал к ногтю. Но одно дело заявления на митингах, а другое – предвыборная кампания, когда Трампу придется говорить: за Украину он или против, за Россию или против, виноваты в этом кризисе Америка и НАТО – или Россия с Белоруссией.

Пока американцы оценивают рейтинги популярности Байдена и Трампа, оценивают степень влияния экс-президента в Республиканской партии, но все это идет на уровне обсуждения скаковых лошадок, а с точки зрения реальных проблем вопрос еще не стоит. Сегодняшняя ситуация на Украине крайне неблагоприятна для того, чтобы Трамп мог получить даже номинацию от Республиканской партии. Но если «закоротить» Украину, то у Трампа шанс на изменение ситуации с Россией (как мандат, который он может получить на выборах-2024) существует.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах