Беспорядки в Нукусе завершились силовым разгоном и введением в регионе ЧП. По данным Генпрокуратуры страны, в ходе столкновений митингующих с полицией 18 активистов были убиты, 243 получили травмы. 516 человек задержали, часть из них уже отпустили. Разжечь массовый протест, как это произошло полгода назад в Казахстане, не получилось, но складывающаяся вокруг Нукуса ситуация все больше начинает напоминать казахстанский сценарий.
Пока 2 июля узбекский президент пытался урегулировать ситуацию путем устранения причины протеста, в Нукус прибыла новая партия протестующих из северных каракалпакских районов. После этого началась фаза кровопролитных столкновений с узбекскими силовиками. 50 сотрудников национальной гвардии были атакованы тремя сотнями активистов, которые отбирали у них спецсредства и обмундирование - рации, дубинки, каски, шумовые гранаты и щиты. В ответ правоохранители применяли оружие и слезоточивый газ.
Создается впечатление, что толпа активистов была направлена в город специально, чтобы не дать пожару протеста преждевременно потухнуть после решения президента Мирзиеева сохранить суверенитет Каракалпакии.
Как известно, январские протесты в Казахстане начались из-за роста цен на газ в Мангистауской области и продолжились с еще большим размахом, когда власти согласились с требованиями и понизили расценки. В Узбекистане проблема статуса Каракалпакского региона также выглядит лишь поводом, который подбросили региональные депутаты для раскручивания волны дестабилизации в центрально-азиатском регионе.
О событиях в Каракалпакии «МК» поговорил с руководителем отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андреем Грозиным:
- Похожа ли ситуация в Каракалпакии на очередную попытку дестабилизации в Центральной Азии извне?
- Уже объявлено, что среди задержанных есть люди, которые были задействованы в Казахстане во время известных событий, а до этого в протестах в Белоруссии. По-другому интерпретировать слова президента Узбекистана, кроме того, что во главе мятежа стояли «профессиональные революционеры», лично я не могу. По задержанным уже работает следственная группа.
У узбекских силовиков в этом смысле есть свой собственный опыт. Достаточно вспомнить андижанские события, когда еще при Каримове была попытка вооруженного мятежа в Андижане, подавленная гораздо жестче, чем в Нукусе.
Влияние внешних сил отмечено Ташкентом. Хоть и не называется, кто конкретно это затеял, но известно, чьи здоровенные уши торчат из-за событий «арабской весны». Которая, в свою очередь, была прелюдией мятежей, которые сейчас пытаются организовать в Казахстане, Узбекистане, а теперь на очереди, судя по всему, Киргизия.
- Существуют ли внутренние бенефициары протеста? Например, те же депутаты Каракалпакского парламента, инициировавшие поправки в Конституцию?
- Конечно. Для того, чтобы организовать успешно «цветной переворот», нужно долго работать в «поле», через изучение различных аспектов социальной жизни именно в отдельных регионах «страны-мишени». Организуется также долговременная работа с местным руководством. Это касается и силовиков, и тех же местных парламентариев. Постепенно создается климат, при котором попытку переворота можно успешно реализовать.
В Казахстане это было сделано достаточно брутально, «на коленке», а вот в Узбекистане изучение проблем каракалпакского этноса - это долговременная стратегия, реализуемая различными аналитическими центрами, в первую очередь англосаксонскими. Это целенаправленно происходит с середины 1990-х годов. Выделяются грантовые программы под вполне себе благовидные исследования, наподобие необходимости водоснабжения тех или иных районов. Также идет выращивание лидеров молодежи для бизнеса и стартапов.
Если посмотреть на биографии тех же парламентариев пристально, то выяснится очень много интересных моментов, связанных, например, с их контактами с не узбекскими научными центрами. Можно отметить и всякие межпарламентские обмены. Полностью до общественности вся эта информация доведена не будет, но руководство Узбекистана свои выводы уже делает.
- В таком случае новая волна протестов все еще вероятна?
- Узбекистан, как и Казахстан, не застрахован от повторения подобных событий. Например, те, кого арестовали - это даже не организаторы, а скорее «десятники», которые прошли обучение по организации массовых беспорядков и направлению толпы на необходимые организаторам цели.