На площадку Юридического форума Дмитрий Медведев вернулся в новом качестве и с новыми идеями. Однако в нем наконец-то можно было узнать прежнего ДАМа. Свою речь на форуме зампред Совбеза начал как в старые добрые премьерские времена с комплиментов изменчивой питерской погоде. Она, по его слова , внезапно оказалась «фантастической».
«Жаль, что все мы сидим в зале, а не на берегу Финского залива, хотя он находится неподалёку», - то ли пошутил, то ли посетовал Медведев. Он выразил надежду, что очный формат, по которому все давно соскучились, будет способствовать эффективной работе форума и позволит его участникам лучше понять друг друга.
Хотя оба президента, правившие Россией в XXI веке, по образованию являются юристами, интерес к профильному форуму всегда проявлял только Дмитрий Медведев. Тогда как Владимир Путин сделал основной площадкой ПМЭФ, на котором, как известно, доминируют более интересные ему темы - экономика и внешняя политика.
Однако в этом году ВВП записал пространное обращение к правоведам, объяснив, что их роль сильно возросла: все насущные проблемы глобальной повестки напрямую связаны с международным правом. По мнению президента, этот институт сейчас находится в кризисе, с разных сторон звучат предложение отменить само понятие международного права.
«Но не надо путать причину и следствие, - заявил глава государства, - Кризисы рождаются не из-за пороков, якобы присущих праву. Дело в попытках подменить право диктатом, а международные нормы - национальной юрисдикцией отдельных государств или групп государств». И грешат этим в первую очередь США.
Дмитрий Медведев развил эту мысль, отметив, что некоторые международные организации, включая отдельные органы ООН, ОБСЕ и Совета Европы позволяют себя использовать «в политических интересах отдельных стран», «позабыв о ключевых положениях уставных документов». Так, например, Совет по правам человека ООН, по его мнению, утратил свои «первородные функции» и подорвал доверие к себе попытками наказать Россию за проведение суверенной внутренней и внешней политики.
«Для нас этого органа больше не существует», - отрезал ДАМ, отметив, что аналогичным образом в Москве относятся и к Совету Европы, куда РФ в своё время «вступила по недомыслию».
«Чем они будут заниматься без нас? Я не знаю», - пожал плечами Медведев, отметив: несмотря ни на что, Россия остаётся крупнейшей европейской страной. И для обсуждения с ней новой конфигурации системы безопасности в Европе придётся искать другую площадку. Он также подверг критике попытки международных организаций организовать трибунал для расследования действий России на Украине.
«Это просто бред! Они что, действительно, верят в возможность судебных разбирательств против страны обладающей крупнейшим ядерным потенциалом?» запальчиво воскликнул Медведев.
Впрочем, «живьём» зампред Совбеза оказался куда менее агрессивен, чем в своих письменных заявлениях. Прямых оскорблений и угроз в чей бы то ни было адрес из его уст на форуме не прозвучало. А прежние выпады в адрес конкретных стран и политиков оказались нивелированы более умеренной риторикой. Так рассуждая о блокаде Калининграда, Медведев сказал, что не готов давать правовую оценку действиям ЕС и Литвы, а ответ России, если ситуация не разрешится, будет лежать в экономической плоскости.
Напомним, что в соцсетях ДАМ комментировал эту тему в следующих выражениях: «какой-то очередной придурок», «бояться каждого шороха у двери будет», «память у нас хорошая» и тд.
Тем не менее без очередном напоминании о праве России на ассиметричный ответ и «казус белли» дело не обошлось. Поводом для «объявления войны», по мнению зампреда Совбеза, является санкционная политика Запада. «При определенных обстоятельствах такие враждебные меры могут быть квалифицированы как акт международной агрессии. В ответ на них у государства возникает право на индивидуальную и коллективную самооборону», подчеркнул он.
По словам Медведева, режим ограничений направлен на сегрегацию людей по национальному признаку, а основной задачей санкций является «наказание российского народа». При этом зампред Совбеза призвал Запад «покаяться в собственной глупости» и «отринуть порочную практику» дискриминационного отношения ко всему российскому.