Возможно, когда-нибудь станут известны подковерные договоренности между Турцией, Финляндии и Швецией (а, может быть, и Соединенными Штатами, которые пока отрицают это). Но и того, что лежит на поверхности, хватает: Стокгольм и Хельсинки пообещали прервать отношения с курдскими группировками, которые в Анкаре называют «террористическими» (это и Рабочая партия Курдистана, и организации сирийских курдов YPG/PYD, и гюленистское движение FETÖ). Скандинавы пообещали вместе с турками бороться против террористической угрозой.
Вишенкой на торте для Эрдогана стали обещания финнов и шведов снять оружейное эмбарго, введенное после того, как турецкие войска устроили интервенцию на севере Сирии (опять-таки главным образом против курдских формирований).
Прозвучала в контексте сделки и тема (особо, впрочем, не выпячиваемая) экстрадиции: Хельсинки и Стокгольм пообещали оперативно реагировать на турецкие запросы о депортации подозреваемых в терроризме лиц. По информации AFP, Турция требует выдачи 33 подозреваемых в терроризме из Швеции и Финляндии. А, как заявила изданию Aftonbladet шведская премьер Магдалена Андерсон, любые экстрадиции будут происходить «в рамках национального и международного законодательства».
Итогами сделки довольны оказались многие. Лидеры Швеции и Финляндии радуются «зеленому свету», в последнюю минуту включенному для них будущими союзниками по НАТО. Руководство альянса счастливо, что на мадридском саммите все будет чинно-благородно, без оставленных за бортом двух важных соискателей. Больше всего, конечно, имеет причин потирать руки Эрдоган – он добился внешнеполитического прорыва, нанес удар по курдским группировкам, насчет отмены эмбарго на поставки оружия договорился. И, конечно, подтвердил в глазах соотечественников свою репутацию политика-тяжеловеса, умеющего делать западным демократиям такие предложения, от которых те не могут отказаться.
А вот нашедшие себе в Скандинавии новую родину курды соглашательской позицией своих политиков, мягко говоря, недовольны. Новость об урегулировании конфликта между Анкарой и Стокгольмом по поводу шведской заявки на вступление в НАТО живущие в скандинавском королевстве представители многочисленной курдской общины (по оценкам, она составляет около 100-150 тысяч человек) восприняли с огромным разочарованием и тревогой. Впрочем, не только они.
Член риксдага (парламента) и лидер Левой партии Нуши Дадгостар (ее родители в свое время бежали в Швецию из Ирана, спасаясь от преследований) считает, что шведское правительство должно объяснить, на что же именно оно сейчас согласилось.
«Для начала правительство должно созвать руководителей партий и объяснить, о чем они договорились, – приводит ее слова газета Svenska Dagbladet. – Судя по информации СМИ, похоже, что иностранная держава должна разрешать решать, кого следует депортировать и что следует публиковать в шведских газетах».
«Мы заранее предупреждали об опасностях передачи шведской политики безопасности в руки деспота Эрдогана, – негодует Нуши Дадгостар. – Но правительство отрицало, что это произойдет. Теперь нам нужно выложить карты на стол. Должна ли Швеция вооружать Турцию в ее агрессивной войне против Сирии? Кого из критиков режима следует депортировать?»
Другая депутат шведского парламента, бывшая курдская партизанка Аминэ Какабаве глубоко разочарована сделкой между Швецией и Турцией и называет ее предательством курдов.
Она пригрозила запустить процедуру по вынесения вотума недоверия министру иностранных дел Анн Линде, приложившей руку к неоднозначной сделке с Турцией. Впрочем, глава шведского правительства Магдалена Андерсон вступилась за свою руководительницу МИД: «Более 80 процентов членов Риксдага представляют партии, желающие вступить в НАТО. Было бы очень трудно объяснить шведскому народу, почему они проголосовали за вотум недоверия тому самому министру, который участвовал в переговорах, чтобы мы могли пойти на этот шаг».
«Это предательство со стороны правительства Швеции, стран НАТО и Столтенберга, которые обманывают целую группировку (речь о движениях сирийских курдов YPG/PYD – «МК»), освободившую себя и весь мир от ДАИШ (ИГИЛ, «Исламское государство» – запрещенная в РФ террористическая организация), – цитирует шведское издание Dagens Nyheter реакцию Аминэ Какабаве, экстрадиции которой, по информации СМИ, требует Турция. – Особенно, когда речь идет о борьбе женщин, которую Швеция якобы поддерживает. Тысячи женщин пожертвовали собой, чтобы освободить мир от ИГИЛ».
Напомним, что ранее Какабаве, которая недавно поддержала премьер-министра Магдалену Андерсон своим решающим голосом во время вотума недоверия, достигла договоренности с правительством о том, что Швеция будет продолжать поддерживать ополчение сирийских курдов YPG («Отряды народной самообороны») и углублять сотрудничество с его политическим крылом, партией «Демократический союз» (PYD). Но теперь ради вступления в НАТО Швеция и Финляндия пообещали не оказывать поддержку этим организациям. Таким образом, прошлые договоренности рассыпались.
Нашлось место в критике со стороны депутата шведского парламента, которую турецкое издание En Son Haber назвало «сторонницей террористов», и лично для генсека НАТО Йенса Столтенберга, который приветствовал соглашение Турции с Финляндией и Швецией в той части, в которой эти страны готовы работать с Анкарой над экстрадицией подозреваемых в терроризме в будущем.
«Сам Столтенберг чувствует себя в тепле и безопасности. Он не знает, как остальные из нас сберегли свои жизни, спасаясь от тюремного заключения и казней», — говорит Аминэ Какабаве.
В то же время курдская активистка считает, что Швеция юридически никогда не сможет экстрадировать людей, бежавших от преследований и которым грозит тюремное заключение в Турции. По ее мнению, гораздо больше сделка с Анкарой негативно сказывается на Швеции, которая по словам Какабаве, «склонилась перед тираном» (то есть Эрдоганом), с точки зрения морали.
На вопрос Dagens Nyheter, не понимает ли политик, что Стокгольму все равно надо было договариваться, чтобы вступить в НАТО, Амине Какабаве ответила: «Да, об урегулирования надо договариваться, но почему за счет курдов? Зачем использовать курдов в качестве разменной монеты?».