Законопроект подписали сенаторы и депутаты из всех фракций, кроме КПРФ. Среди авторов — главы комиссий по противодействию иностранному вмешательству Совета Федерации (Андрей Климов) и Госдумы (Василий Пискарев, «ЕР»). Они считают нужным внести изменения в 16 действующих законов.
Зачем и почему именно такие изменения? На такого рода вопросы должна была бы отвечать пояснительная записка. Но в пояснительной записке к этой инициативе лишь одно предложение: «Проект федерального закона ЦО внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» входит в пакет федеральных законов, направленных на совершенствование регулирования статуса иностранного агента»…
Что мы знаем про этот пакет? На днях Госдума приняла в первом чтении и до конца весенней сессии намерена сделать законом правила ведения единого реестра иноагентов, куда включат и НКО, и СМИ, и общественные объединения без образования юридического лица, и физических лиц (сейчас все они разбросаны по разным реестрам, которые ведет Минюст). Основанием для признания «агентом» по-прежнему будет любое количество полученных когда угодно денег от любого иностранца, пусть родственника или работодателя, или от любой иностранной организации. Но можно и денег не получать — достаточно просто попасть под иностранное влияние в любой форме и при этом заниматься тем, что в России называется «политической деятельностью». Связь между деньгами, влиянием и такой деятельностью не обязательна. Последствия приобретения «иноагентского» статуса и конкретизируются в том законопроекте, что внесен в Госдуму 9 июня.
Иноагентам запретят быть чиновниками любого уровня и статуса, от федерального до регионального и муниципального. Им нельзя будет занимать и должности на военной службе — при этом от службы по призыву, как можно понять, все равно не освободят. Иноагентам любого вида нельзя будет жертвовать деньги политическим партиям. Им не место в избирательных комиссиях.
Включенным в реестр запретят перечислять средства в фонд проведения какой-то (совершенно любой, даже в защиту бездомных кошек и собак) уличной акции. При этом в закон «О собраниях, митингах…» предлагается внести изменения, которые поставят в тупик желающих подать заявку на проведение пикета, митинга или шествия. Любых желающих, заметим, не только иноагентов (им вообще подавать заявки на проведение уличных мероприятий запретят)…
На данный момент категорически запрещено проведение публичного мероприятия на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам, а также около путепроводов и газопроводов, железных дорог, ЛЭП, резиденций Президента РФ, зданий судов, экстренных оперативных служб, колоний, тюрем и СИЗО. А также в пограничной зоне. Авторы законопроекта хотят запретить подавать заявки на акции еще и около речных, морских, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов и пристаней. А также у зданий и на территории образовательных и медицинских учреждений, организаций социальной защиты, на детских и спортивных площадках. И у зданий любых органов власти любого уровня тоже собираться будет нельзя — хотя, казалось бы, где выдвигать требования, если не там, где сидят принимающие решения люди? Под запрет попадут и «культовые помещения», и «места паломничества». К тому же у региональных властей останется право устанавливать дополнительные запреты и ограничения на места проведения массовых мероприятий на своей территории…
Какая тут связь с борьбой против иностранного влияния? Непонятно.
Иностранным агентам, кроме того, запретят «производить информационную продукцию для детей». Детьми у нас считаются не достигшие 18 лет. А «информационной продукцией» закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» считает и СМИ, и любую печатную продукцию, то есть и книги тоже, и видео- или аудиоконтент на любых носителях и в Интернете, и зрелищные мероприятия вроде концертов или спектаклей, и радиопередачи…
А еще иноагентов лишат права вести «просветительскую деятельность» в отношении несовершеннолетних. И в действующем законе «Об образовании» пропишут запрет для них заниматься «педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях» — школах и детсадах в том числе. С вузами не очень понятно: любая «образовательная деятельность» в отношении несовершеннолетних тоже будет запрещена, следует из текста документа, но в университетах ведь учатся и россияне старше 18 лет…
И «до кучи» — несколько экономических запретов, вроде запрета на участие в госзакупках. Вклады иноагентов на 1 млн 400 тысяч рублей на случай банкротства государство страховать отказывается.
Этот законопроект, видимо, тоже станет законом в ближайшие недели.