Наступление календарного лета подвело черту под попыткой Запада обрушить российскую экономику с помощью стремительного натиска. Натиск не сработал. И теперь США и ЕС переходят к тактике постоянно корректируемой долгосрочной осады.
Одним из ключевых элементов этой осады является обольщение и/или запугивание так называемых нейтралов — государств, которые балансируют между Москвой и Западом и пытаются «снимать сливки» с их конфликта.
Хотел лететь в США, но вместо этого вылетел в отставку. 22 апреля этого года министр иностранных дел Киргизии Руслан Казакбаев был внезапно освобожден от своих обязанностей. Официальная версия — состояние здоровья. Как сообщил министр президенту Садыру Жапарову, ему срочно потребовался отдых на два-три месяца в связи с резко ухудшившимся состоянием организма.
Состояние организма у Казакбаев действительно ухудшилось — но только не физическое, а политическое. По информации от осведомленных источников, получив от США заманчивые обещания «помочь», официальный Бишкек затеял активный политический флирт с Вашингтоном. Из Москвы сразу последовал гневный недовольный окрик. И высшая власть республики сделала вид, что она здесь не при чем. Это, мол, Казакбаев самовольничает.
В итоге вместо того, чтобы лететь в США подписывать соглашение о сотрудничестве, глава внешнеполитического ведомства отправился поправлять здоровье. Однако у этой мелкой, но показательной истории все равно нет четкой концовки с четкой моралью — типа «заслуженная награда нашла своего героя». Поверить в то, что в таком важном вопросе бывший министр своевольничал без ведома начальства, довольно сложно. Да и то, что новый глава дипломатии Киргизии Жээнбек Кулубаев считается даже еще более прозападной фигурой, чем Казакбаев, наводит на размышления.
На общем фоне большой игры между Россией и Западом кадровая перестановка в Бишкеке — это так, мелочь, едва заметная «статистическая погрешность». Но очень ярко проявившийся в действиях властей Киргизии принцип «и нашим, и вашим — и, самое главное, себе», напротив, носит универсальный характер. Этим принципом сейчас руководствуются и абсолютное большинство бывших республик СССР, и страны Ближнего Востока вроде Саудовской Аравии, и нынешний «лучший друг Москвы» Турция, и даже такие гиганты мировой сцены, как Индия и Китай.
Великий американский киношник Стэнли Кубрик когда-то сказал: «Великие нации всегда действовали как бандиты, а малые страны — как проститутки». Мне это изречение никогда не нравилось. И события 2022 года доказали, что мои сомнения в мудрости данной мысли очень даже небезосновательны. Все стороны, которые прямо не участвуют в конфликте вокруг Украины — и «великие нации», и «малые государства», — ведут себя прежде всего как расчетливые бизнесмены.
Возьмем, например, позицию Пекина. Сказать на уровне МИДа что-то гневное про «американский гегемонизм»? Это пожалуйста! Купить российские энергоносители с большой скидкой в рамках резко ускорившегося пресловутого «разворота на Восток?» С еще большим удовольствием!
Сделать что-то, несущее в себе риски попасть под вторичные американские санкции? Да не в жизни! Отойдите в сторонку, граждане русские! Мы вас не знаем!
При всей обидности такого подхода для Москвы (я сейчас снова говорю не об одном отдельно взятом Пекине, а о картине в целом) он вполне естественен: в мировой политике у каждого своя хата с краю. Кроме того, национальный эгоизм «сочувствующих и нейтралов» в последние три месяца в целом работал скорее на интересы России, а не на интересы ее противников.
И вот теперь коллективный Запад хочет эту брешь закрыть. В роли застрельщика, как обычно, выступают «друзья Москвы» из Варшавы. Премьер-министр Матеуш Моравецкий: «Польша и все больше стран Европейского союза громко говорят о так называемых вторичных санкциях. Во-первых, это возможность наложения санкций таким образом, чтобы российская нефть не могла продаваться также в третьи страны за пределы Европейского союза».
Иными словами, ЕС по примеру США хочет попробовать себя в роли гегемона, ультимативно запрещающего не входящим в его состав странам торговлю с Россией. Очень интересно! Ждем продолжения — и с чувством тревоги (чего греха таить!), и со жгучим интересом (неужели такое можно провернуть?), и с некоторым предвкушением.
Идеальная позиция для «нейтралов и сочувствующих» — как можно дольше оставаться либо над схваткой, либо в стороне от схватки. Деятели типа Моравецкого выталкивают их с этого удобного места и вынуждают под демонстративным и унизительным давлением дать четкий и лишенный нюансов ответ на вопрос в стиле известного риторического восклицания Максима Горького «С кем вы, мастера культуры?»
Крайне любопытно: как на такое отреагирует, скажем, Си Цзиньпин? Сильно ли ему понравится «новость» о том, что теперь самое главное китайское начальство заседает не в Пекине, а в Варшаве?
Уверен, что, понимая деликатность ситуации и свою встречную зависимость от того же Китая, лидеры ЕС будут действовать более осторожно и выверенно. Но это не отменяет общей тенденции. Коллективный Запад всерьез взялся за обработку нейтральных «мастеров культуры». Посмотрим, хватит ли у них политического мастерства для того, чтобы дать западникам достойный (и комфортный для России) ответ.